Объективные условия не позволили провести в этом году планировавшийся на вторую половину июля традиционный Международный авиационно-космический салон в Жуковском. Но на МАКС-2024 всё же можно побывать: устроитель мероприятия АО «Авиасалон» решил организовать в те же даты, с 23 по 28 июля, его виртуальную онлайн версию – eMAKS.
На проходящей на этой неделе в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде выставке World Defense Show 2024 Объединенная авиастроительная корпорация впервые демонстрирует на стенде госкорпорации «Ростех» масштабную модель одноместного легкого однодвигательного истребителя пятого поколения в обновленном облике. Разработку этого самолета, известного под названиями Checkmate и Су-75, ведет ОКБ Сухого ОАК.
Турецкая государственная авиастроительная компания TAI, ставшая нынешней весной одним из главных ньюсмейкеров в мировом авиастроении, не останавливается на достигнутом: на открывшемся вчера авиасалоне в Ле-Бурже она впервые представляет полноразмерный макет многоцелевого транспортного вертолета 10-тонного класса, известного под названием Т925.
Об этом сообщил на презентации ВК-650В на открывшейся сегодня в московском «Крокус-Экспо» выставке HeliRussia 2023 главный конструктор двигателя Юрий Журенков.
На открывшейся сегодня в Абу-Даби (ОАЭ) выставке IDEX 2023 холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех» демонстрирует сразу три натурных образца авиационной техники – первый летный экземпляр модернизированного офшорного вертолета Ми-171А3, второй прототип модифицированного легкого многоцелевого Ка-226Т «Альпинист» и третий летный образец Ка-62. Все три машины перед показом на выставке прошли перекраску в новую ливрею черного цвета.
Среди винтокрылых новинок ноябрьского авиасалона в Чжухае особое место занял транспортно-десантный вертолет Z-20, выпускаемый Харбинской авиастроительной компанией HAIG (Hafei). Принято считать, что он является копией знаменитого американского "одноклассника" наших Ми-8 – многоцелевого 10-тонного Sikorsky S-70 (в вооруженных силах США для его многочисленных модификаций используются обозначения UH-60 Black Hawk, SH-60 Seahawk, MH-60, HH-60, EH-60 и др.). Но при всём внешнем сходстве нужно признать, что это не совсем так, хотя источник "вдохновения" китайских вертолётостроителей очевиден.
Дебютантом Airshow China 2022 стал двухместный многоцелевой истребитель J-16, внешне весьма напоминающий поставлявшиеся в КНР из России в 2000–2004 годах Су-30МКК и Су-30МК2, но по своим боевым возможностям сравниваемый экспертами с американским F-15E Strike Eagle. Он был разработан корпорацией SAC в Шэньяне на базе двухместного учебно-боевого истребителя J-11BS в рамках концепции последовательной модернизации и создания новых модификаций освоенного здесь в производстве одноместного многоцелевого истребителя J-11B, созданного, в свою очередь, как собственная версия собиравшегося в 1998–2002 годах в Шэньяне по российской лицензии Су-27СК (J-11), но с двигателями, оборудованием и вооружением китайской разработки.
Проходящий на этой неделе очередной авиасалон Airshow China в Чжухае традиционно богат на новости: китайские предприятия не устают удивлять своими новыми разработками беспилотных летательных аппаратов, винтокрылой техники и вооружения. В этот раз немало новинок было представлено и в лётной программе выставки. Справедливости ради стоит отметить, что сами по себе демонстрируемые в этом году в небе Чжухая самолёты и вертолёты по большей части уже известны тем, кто следит за достижениями китайского авиапрома, но лётный показ на Airshow China 2022 для ряда из них стал дебютным.
Сразу несколько разрабатываемых в Индии авиационных управляемых ракет были продемонстрированы на состоявшейся в октябре в Гандинагаре выставке вооружений DefExpo 2022. До недавнего времени все боевые самолеты индийских ВВС оснащались управляемым ракетным вооружением, импортировавшимся, главным образом, из России (СССР) и Франции.
На прошедшей в этот четверг в рамках Международного форума двигателестроения МФД-2022 конференции «Двигатель ПД-14 для гражданской авиации» первый заместитель генерального директора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский рассказал об актуальных планах сертификации версии среднемагистрального авиалайнера МС-21, использующей исключительно отечественные системы, комплектующие и материалы, – МС-21-310РУС.
На проходящем в эти дни на московской ВДНХ Международном форуме двигателестроения впервые представлен макет разрабатываемого в АО «ОДК-Авиадвигатель» в кооперации с другими предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации первого в стране двухконтурного турбореактивного двигателя сверхбольшой большой тяги – ПД-35. Он демонстрируется в зале, где проходит Международный конгресс двигателестроения МКД-2022.
Производство первых в России двухконтурных турбореактивных двигателей сверхбольшой тяги, создаваемых в рамках программы ПД-35, начнется на несколько лет позже, чем планировалось ранее. Об этом сообщил в интервью телеканалу «Звезда» в рамках форума «Армия-2022» заместитель генерального директора ОДК по управлению НПК «Пермские моторы», управляющий директор – генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев. Он объяснил это необходимостью концентрации имеющихся ресурсов на обеспечении крупносерийного выпуска двигателей ПД-14 для новых среднемагистральных лайнеров МС-21-310 и ТРДД семейства ПС-90А для самолетов Ту-214, Ил-76МД-90А и Ил-96. По его словам, к концу нынешнего десятилетия пермским моторостроителям предстоит выйти на беспрецедентные объемы производства – до 160 ПД-14 и 120 ПС-90А в год. Кроме того, «Пермские моторы» участвуют в программе ПД-8 для региональных самолетов SSJ-NEW и будут поставлять закрепленные за ними в рамках кооперации предприятий ОДК узлы на окончательную сборку таких двигателей в «ОДК-Сатурн» в Рыбинске.
На открывшемся сегодня форуме «Армия-2022» Уральский завод гражданской авиации впервые представляет модель грузового варианта разрабатываемого им 44-местного турбовинтового регионального пассажирского самолета ТВРС-44. Транспортный ТВРС-44Т отличается от базовой пассажирской машины удлиненным фюзеляжем, в хвостовой части которого оборудован грузовой люк с рампой.
Открывшийся сегодня авиасалон в Фарнборо в этот раз не может похвастаться каким-то уж особым фейерверком авиационных премьер. Тем не менее совсем уж без новинок не обошлось. Так, сегодня выполнил свой первый демонстрационный полет на выставке новейший из семейства Boeing 737 – модель 737-10. Участие Boeing 737MAX10 в нынешнем авиасалоне в Фарнборо – его первый показ публике.
Дебютантом международной аэрокосмической выставки в Дубае в этом году стал первый летный образец Boeing 777-9 – широкофюзеляжного дальнемагистрального авиалайнера, разработанного в рамках программы создания модернизированного семейства Boeing 777X, на которое американская компания делает серьезную ставку в борьбе за отвоевание у своего европейского конкурента доли мирового рынка самолетов подобного класса. Модель 777-9, называемая самым крупным двухдвигательным авиалайнером в мире и способная перевозить при двухклассной компоновке салона до 426 пассажиров на расстояние до 13 500 км, должна прийти на смену выпускаемым в настоящее время Boeing 777-300ER (396 мест в двух классах). В дальнейшем планируется создать также укороченную на 4 м модификацию 777-8 (384 кресел) с увеличенной до 16 200 км дальностью полета, которая сможет стать преемником Boeing 777-200LR, а также грузовой Boeing 777XF. Впрочем, решение о старте программы нового «грузовика» на замену пользующемуся спросом на рынке Boeing 777F пока еще не принято, нет однозначной уверенности и в реализации проекта Boeing 777-8. Да и ожидаемые сроки ввода в эксплуатацию базовой модернизированной версии Boeing 777-9 значительно отстают от изначально планировавшихся: когда эта программа официально стартовала восемь лет назад (это состоялось здесь же, на авиасалоне в Дубае в ноябре 2013 г.), заявлялось, что летные испытания нового лайнера смогут начаться уже в 2017 г., а первые поставки в авиакомпании – в 2020-м. По факту же прототип Boeing 777-9 взлетел только в январе прошлого года, а завершение сертификации теперь ждут не ранее второй половины 2023 г. Это связывают не столько с общим кризисом в отрасли на фоне пандемии, сколько с проблемами у самой компании-разработчика, обострившимися после двух катастроф Boeing 737МАХ в октябре 2018 и марте 2019 гг.
В нынешнем авиасалоне в Дубае после многолетнего перерыва в публичных показах, вновь принял участие первый в мире коммерческий конвертоплан AW609, продвигаемый на рынок итальянской компанией Leonardo (до 2016 г. – AgustaWestland). Разработка этой машины, в целом повторявшей схему и размерность экспериментального конвертоплана Bell XV-15 образца 1977 г., была начата американскими компаниями Bell и Boeing в 1996 г. Спустя два года Boeing покинул проект, а его место заняла итальянская Agusta, после чего машина получила название Bell Agusta BA609. Совместными усилиями американских и итальянских инженеров было выполнено проектирование и построены первые опытные образцы. Прототип AC1 (N609TR), собранный в США, поднялся в воздух в Арлингтоне, штат Техас, 6 марта 2003 г. Второй опытный конвертоплан, AC2 (N609AG), собирался в Италии и взлетел там 9 ноября 2006 г., а в июне следующего года был впервые представлен в летной программе авиасалоне в Ле-Бурже, где сообщалось, что сертификация машины и начало поставок намечаются на 2011 г. (незадолго до начала летных испытаний это предполагалось сделать еще в 2007 г.). Но сроки опять сдвинулись. В ноябре 2011 г. для ускорения работ по проекту AgustaWestland завершила процесс покупки прав на машину у Bell Helicopter Textron, после чего конвертоплан получил свое нынешнее название AW609, при этом американские партнеры остались основными подрядчиками по его производству и сертификации.
2 ноября 2021 г. на базе летно-испытательного комплекса Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов» в подмосковном Томилино впервые поднялся в воздух первый вертолет Ка-226Т, построенный в модернизированном варианте 226.54 на Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга «Вертолеты России». В отличие от предыдущих Ка-226Т, выпускавшихся Кумертауским авиационным производственным предприятием, он имеет измененную конструкцию планера с улучшенной аэродинамикой. Фюзеляж изготовлен с применением современных облегченных материалов. Обновлена несущая система – колонка несущего винта, лопасти и главный редуктор.
Авиасалон Dubai Airshow 2021, прошедший с 14 по 18 ноября этого года в дубайском аэропорту Аль-Мактум, стал местом международной премьеры новой модификации перспективного российского среднемагистрального авиалайнера МС-21 – самолета МС-21-310, оснащенного сертифицированными в октябре 2018 г. российскими двигателями ПД-14 разработки Объединенной двигателестроительной корпорации. Напомним, первые четыре летных экземпляра МС‑21 были изготовлены в 2017–2019 гг. в варианте МС‑21‑300 с двигателями PW1431G-JM компании Pratt & Whitney и проходят в настоящее время в Жуковском сертификационные испытания, которые должны завершиться до конца этого года. Такую же силовую установку получат первые серийные самолеты, поставки которых заказчикам планируется начать в 2022 г.
Главным российским экспонатом в области военной авиации на Dubai Airshow 2021, без сомнения, стал демонстрационный образец перспективного однодвигательного истребителя пятого поколения – легкого тактического самолета (ЛТС) Checkmate. К его разработке компания «Сухой» (входит в Объединенную авиастроительную корпорации «Ростеха») приступила только в начале прошлого года, а уже к нынешнему лету был изготовлен полномасштабный прототип-демонстратор, презентованный в июле на авиасалоне МАКС-2021. И вот теперь он дебютировал на международной арене.
Этот китайский самолет пока нельзя увидеть на авиасалоне в Чжухае. По нему практически нет никакой официальной информации и даже более или менее качественных снимков от вездесущих китайских авиационных фотографов. Тем не менее летные испытания проходят уже два его опытных образца, что подтверждают размещенные в октябре этого года сервисом Google Earth космические снимки территории аэродрома в Сиане, где располагается авиастроительная корпорация XAC. Речь о китайском палубном самолете дальнего радиолокационного обнаружения и управления KJ-600, который, как ожидается, в середине нынешнего десятилетия сможет войти в состав авиагруппы нового китайского авианосца проекта 003, строящегося сейчас на верфи в Шанхае. Попробуем разобраться, что представляет из себя эта новая разработка китайских авиаконструкторов, которую при беглом взгляде на имеющиеся пока весьма слабые по качеству фотографии нетрудно принять за американский E-2C Hawkeye.
Китайский тяжелый турбовинтовой самолет-амфибия AG600 Jiaolong («Цзяолун», что можно перевести как «Водяной дракон») уже в третий раз стал участником авиасалона в Чжухае. Однако если на выставках Airshow China, прошедших в ноябре 2016 и 2018 гг., он демонстрировался только в статической экспозиции, то теперь был впервые показан в полете. Напомним, программа создания AG600 (до 2014 г. использовалось название JL-600) стартовала в 2009 г. Самолет был спроектирован в НИИ специальной техники корпорации AVIC, а сборка прототипа велась в Чжухае, на авиастроительном заводе компании Zhuhai Yanzhou Aircraft Corporation (ZYAC) объединения China Aviation Industry General Aircraft (CAIGA) корпорации AVIC.
Китайская беспилотная авиационная техника занимает всё большее место в экспозиции авиасалонов в Чжухае. Когда-то она представлялась в основном в виде небольших масштабных моделек с неясным статусом, но начиная с 2016 г. участниками выставки всё чаще становятся уже натурные образцы «серьезных» беспилотных аппаратов, что свидетельствует о качественном прогрессе в этой области в КНР. Счет демонстрируемым беспилотным аппаратам различных типов идет уже на десятки, а в этот раз, на прошедшей в период с 28 сентября по 3 октября Airshow China 2021, их стало еще больше. Причем впервые в истории авиасалона в Чжухае беспилотники демонстрировались не только в павильонах и на статической стоянке, но и в полете. В летной программе выставки приняли участие известный уже по двум предыдущим Airshow China 4-тонный турбовинтовой средневысотный БЛА большой продолжительности полета Wing Loong II и трехмоторный TW328-A взлетной массой 3,2 т от компании Tengden (TW328 дебютировал на прошлой выставке, но тогда показывался только на земле и имел еще два двигателя, а теперь получил и дополнительный третий – с толкающим винтом).
Дебютантом авиасалона МАКС-2021 стал опытный самолет МС-21-310, прибывший в Жуковский с окраски в Ульяновске менее чем за две недели до начала выставки, 7 июля, а до этого совершивший туда дальний перелет с заводаизготовителя в Иркутске. Это пятый летный образец среднемагистрального пассажирского авиалайнера нового поколения МС-21 и первый, маршевая силовая установка которого состоит из новейших двигателей отечественного производства ПД-14, сертифицированных Росавиацией в октябре 2018 г.
Пожалуй, главной и наиболее интригующей премьерой прошедшего нынешним летом авиасалона МАКС-2021 стал дебютный показ прототипа-демонстратора легкого однодвигательного истребителя пятого поколения, инициативно создаваемого компанией «Сухой» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию госкорпорации «Ростех»). Презентации машины, у которой пока еще нет утвержденного «официального» названия, начинающегося знаменитой маркой «Су», и именуемой пока просто «Легким тактическим самолетом» (ЛТС), предшествовала захватывающая маркетинговая кампания с серией видеороликов, публиковавшихся в специально созданном разделе веб-сайта ОАК и соцсетях, но интрига сохранялась до самого последнего момента: даже несмотря на появившиеся накануне первого показа утечки от вездесущих фотографов, детали облика перспективного истребителя удалось до последнего сохранять в секрете. Днем 20 июля, сразу после открытия МАКС-2021, самолет, представлявшийся под англоязычным маркетинговым именем Checkmate («Шах и мат»), был продемонстрирован Президенту России Владимиру Путину, а вечером состоялся его первый показ журналистам. По центру специально возведенного павильона, оснащенного четырьмя огромными зеркальными экранами для воспроизведения презентационного ролика, самыми современными системами звука и света, располагался сам главный герой события. В ходе мероприятия стало известно, что прототип ЛТС спроектирован и построен в рекордные для нашей авиапромышленности сроки – всего немногим больше, чем за год, а подняться в воздух он сможет уже в 2023 г. Были озвучены основные характеристики самолета и ожидаемые преимущества перед зарубежными конкурентами, которые, как полагают разработчики, позволят ему добиться успеха на мировом рынке.
Одним из новых экспонатов, продемонстрированных в павильоне Объединенной двигателестроительной корпорации «Ростеха» на прошедшем в июле авиасалоне МАКС-2021, стал опытный образец газогенератора разрабатываемого в настоящее время нового двухконтурного турбореактивного двигателя ПД-8, который предназначен для ремоторизации регионального самолета SSJ100 (программа SSJ-New), а в перспективе может быть использован на самолете-амфибии Бе-200 и других летательных аппаратах. В ходе выставки прошла первая презентация двигателя.
Еще одним дебютантом авиасалона МАКС-2021 стал первый опытный образец модернизированного турбовинтового регионального самолета Ил-114-300, проходивший летные испытания в Жуковском с декабря прошлого года. Он изготовлен на базе серийного Ил-114, выпущенного еще в 1994 г., но оснащается новыми двигателями ТВ7-117СТ-01 и усовершенствованным комплексом авионики. На авиасалоне первый Ил-114-300 можно было увидеть как на статической стоянке, так и в полете – практически ежедневно он исполнял эффектный комплекс летного показа.
20 июля, в первый день работы авиасалона МАКС-2021, в авиационно-техническом комплексе филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» в Жуковском в присутствии министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова состоялось заключение ряда сделок на поставку российским авиакомпаниям в общей сложности 58 самолетов SSJ100.
Еще одним дебютантом МАКС-2021 стал первый опытный образец нового легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий ЛМС-901 «Байкал», разработку которого в рамках госконтракта с Министерством промышленности и торговли России ведет компания «Байкал-Инжиниринг» – дочернее предприятие Уральского завода гражданcкой авиации (УЗГА). Работы по постройке первого экземпляра «Байкала» проводились на базе Московского авиационного института (национального исследовательского университета), причем инженеры и научные сотрудники, преподаватели и студенты вуза активно участвовали в разработке рабочей конструкторской документации, создании математических моделей, проведении натурных экспериментов и изготовлении планера самолета. Его сборка завершилась накануне открытия авиасалона.
Создание электрических и гибридных силовых установок для летательных аппаратов стало одной из центральных тем нынешнего авиасалона. Пожалуй, наиболее заметным экспонатом в этой области на МАКС-2021 стал представлявшийся Сибирским научно-исследовательским институтом авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА) совместно с НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», ЦИАМ им. П.И. Баранова и ЗАО «СуперОкс» самолет – летающая лаборатория Як-40 для практической отработки технологий гибридных силовых установок (ГСУ). Эти работы проводятся по заказу Минпромторга России и Фонда перспективных исследований. Помимо перечисленных организаций в проекте принимают участие ряд вузов – Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), МАИ и МФТИ.
Холдинг «Вертолеты России» представил на авиасалоне МАКС-2021 сразу несколько премьер в сегменте гражданского вертолетостроения. Впервые были продемонстрированы новейший офшорный вертолет Ми-171А3, модернизированные Ка-32А11М и «Ансат-М», первый Ка-226Т производства Улан-Удэнского авиазавода (У-УАЗ), а также винтокрылый беспилотный летательный аппарат БАС-200.
В июне этого года исполнилось ровно 60 лет, как на летные испытания вышел опытный вертолет В-8 – первый прототип будущего Ми-8, наиболее известного и популярного отечественного винтокрылого аппарата, выпущенного в огромном количестве модификаций общим «тиражом» уже более 13 тыс. экземпляров, летающих в восьми десятках стран мира. Серийное производство вертолетов этого семейства осуществляется на заводах холдинга «Вертолеты России» в Казани и Улан-Удэ уже более полувека, тем не менее они по-прежнему остаются востребованными рынком. Для повышения привлекательности у потенциальных заказчиков разработчики машины из Национального центра вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.Н. Камова продолжают работы по модернизации модели и созданию новых модификаций. Несколько лет назад был разработан и сертифицирован в России, а затем и в нескольких зарубежных странах глубоко модернизированный Ми-171А2 с улучшенными летными и эксплуатационными характеристиками. А недавно, в июне 2021 г., на Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга «Вертолета России» завершилась сборка первого опытного образца новейшей модификации Ми-171А3, адаптированной под требования компаний нефтегазовой отрасли. Презентация офшорного Ми-171А3, имеющего ряд принципиальных конструктивно-технологических отличий от ранее выпускавшихся вертолетов знаменитого семейства милевских «восьмерок», состоялась на авиасалоне МАКС-2021.
Репортаж с форума «Армия-2020»
Одной из наиболее посещаемых экспозиций прошедшего в конце августа в Подмосковье Международного военно-технического форума «Армия-2020» в конгрессно-выставочном центре «Патриот» стала стоянка беспилотных летательных аппаратов компании «Кронштадт». Накануне выставки предприятие сообщило в пресс-релизе, что «покажет линейку беспилотных летательных аппаратов тяжелого класса – четыре крупноразмерных БЛА с взлетной массой от одной до семи тонн, среди которых как уже созданные, так и перспективные летательные аппараты, разрабатываемые в интересах Минобороны России и на экспорт». Помимо уже известного средневысотного БЛА большой продолжительности полета «Орион» впервые демонстрировались созданный как его развитие двухмоторный разведывательно-ударный аппарат «Сириус» и концепт перспективного скоростного реактивного ударного БЛА «Гром», а также полноразмерный макет тяжелого беспилотного аппарата радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД» (в гражданском варианте и еще без названия подобный БЛА дебютировал годом ранее на авиасалоне МАКС-2019). Впервые вместе со своими новыми беспилотниками «Кронштадт» показал широкую номенклатуру управляемого и неуправляемого вооружения собственной разработки и других производителей, которое сможет применяться с «Ориона», «Сириуса» и «Грома».
Одной из крупнейших сделок прошедшего в ноябре дубайского авиасалона стал твердый контракт на поставку 50 дальнемагистральных широкофюзеляжных авиалайнеров Airbus A350-900 авиакомпании Emirates, ставший серьезным шагом в преобразовании планов строительства флота этого одного из крупнейших в мире авиаперевозчиков. Нынешний контракт является развитием подписанного 14 февраля этого года между Airbus и Emirates предварительного соглашения на 30 самолетов А350 и 40 ремоторизованных A330neo. Тогда, одновременно с объявленными Airbus планами сворачивания к 2021 г. серийного выпуска самых вместительных и самых дорогих в мире пассажирских самолетов А380, Emirates, являющаяся крупнейшим их оператором, приняла решение о сокращении своего заказа, отказавшись от закупки 39 из ожидавшихся более чем полусотни таких лайнеров. В результате, на сегодня Airbus предстоит поставить еще десяток новых А380, и через два года линия их сборки будет закрыта.
20 ноября 2019 г., на авиасалоне Dubai Airshow 2019, зарегистрированная в эмирате Абу-Даби компания Calidus LLC заключила контракт стоимостью 2,273 млрд эмиратских дирхамов (около 615 млн долл.) на поставку ВВС Объединенных Арабских Эмиратов 24 легких турбовинтовых боевых самолетов Calidus B‑250. Это стало первым случаем закупки вооруженными силами стран аравийского полуострова самолетов собственного производства. Нефтяные монархии региона все увереннее берут курс на диверсификацию местной промышленности, включая и развитие собственной авиационной индустрии (здесь, например, можно вспомнить проект Саудовской Аравии по организации производства самолетов Ан‑132). Но очевидно, что создать современный самолет военного назначения с нуля самостоятельно странам, до этого подобного опыта не имевшим, не представляется возможным, поэтому необходимые технологии и проекты закупаются почти целиком за рубежом. Не стал исключнием и проект Calidus B‑250, у которого можно проследить более чем 20‑летнюю предысторию.
Дебютантом нынешнего авиасалона в Дубае стал авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) Global Eye, созданный шведской корпорацией SAAB по заказу ВВС Объединенных Арабских Эмиратов на платформе канадского реактивного административного самолета Bombardier Global 6000. Показательно, что «выход в свет» нового комплекса ДРЛО состоялся ровно через четыре года после подписания здесь же, на Dubai Airshow 2015, контракта на его разработку.
Холдинг «Вертолеты России» в рамках международного авиасалона Dubai Airshow 2019 подписал соглашение с эмиратским холдингом Tawazun об основных условиях сделки по покупке-продаже доли акций компании «ВР-Технологии». Свои подписи под документом поставили генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский и генеральный директор Tawazun Тарек Абдуль Рахим Аль-Хосани. В соглашении определены основные параметры будущей сделки: инвестор из ОАЭ станет владельцем половины акций «ВР-Технологий».
Прошедший в период с 17 по 21 ноября авиасалон Dubai Airshow 2019 стал дебютным для нового российского среднего транспортно-пассажирского вертолета Ми-38 – до сих пор за границами России он еще не показывался. В Дубай полетела выпущенная нынешним летом первая серийная машина, изготовленная в варианте VIP-салон.
Несомненно, главной премьерой нынешнего Международного авиационно-космического салона МАКС‑2019 обещает стать перспективный ближне-среднемагистральный пассажирский лайнер нового поколения МС‑21‑300, создание которого ведет корпорация «Иркут» (входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации). Новый самолет будет представлен как в летной программе авиасалона, так и на статической стоянке, где все желающие смогут ознакомиться с интерьером его пассажирского салона и кабиной экипажа.
Неизменными участниками летной программы всех авиасалонов МАКС, начиная с 2011 г., являются опытные образцы новейшего российского истребителя пятого поколения Су‑57, создаваемого компанией «Сухой» по программе разработки Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ПАК ФА. Ожидается, что на нынешнем МАКС‑2019 один из опытных образцов Су‑57 будет впервые продемонстрирован и в наземной статической экспозиции авиасалона. А тем временем на заводе компании «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре начата серийная постройка истребителей Су‑57: первый самолет в рамках заключенного в прошлом году стартового контракта должен быть поставлен заказчику до конца 2019 г. В мае этого года Президент России Владимир Путин объявил, что до конца 2027 г. ВКС России должны получить 76 таких истребителей.
Важнейшим событием в жизни Объединенной двигателестроительной корпорации в период между прошлым авиасалоном МАКС‑2017 и нынешним МАКС‑2019 стало завершение сертификационных испытаний двухконтурного турбореактивного двигателя нового поколения ПД‑14, предназначенного для применения на новейшем ближне-среднемагистральном авиалайнере МС‑21, создаваемым корпорацией «Иркут». 15 октября 2018 г. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало разработчику ПД‑14 – АО «ОДК-Авиадвигатель» – сертификат типа на этот новейший двигатель. На серийном заводе АО «ОДК – Пермские моторы» («ОДК-ПМ») уже изготовлены и сданы корпорации «Иркут» первые два двигателя ПД‑14, предназначенные для установки на самолет МС‑21 и проведения его летных испытаний с новой силовой установкой. Ожидается, что первый полет МС‑21 с двигателями ПД‑14 состоится следующей весной, а вся программа сертификационных испытаний МС‑21‑310 с силовой установкой из двух ПД‑14, в которой будет задействовано два опытных самолета, завершится к концу 2021 г. выдачей одобрения главного изменения конструкции (дополнения к сертификату типа), после чего такие авиалайнеры смогут начать поступать к заказчикам.
Дебютантом летной программы авиасалона МАКС‑2019 должен стать опытный образец перспективного среднего многоцелевого вертолета Ка‑62, создаваемого в классе взлетной массы 6,5 т.
Одну из наиболее интригующих новинок авиасалона МАКС-2019 можно увидеть в павильоне ОАК, на стенде компании «Сухой»: здесь рядом с масштабной моделью истребителя пятого поколения Су-57Э впервые демонстрируется модель выполненного по схеме «летающее крыло» малозаметного беспилотного летательного аппарата С-70. Очевидно, что под этим названием на нынешней выставке представляется БЛА, разрабатываемый компанией «Сухой» по программе «Охотник», о начале летных испытаний демонстрационного образца которой этим летом сообщило Министерство обороны России.
Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского») представляет на нынешнем авиасалоне МАКС‑2019 ряд инновационных разработок в области перспективной авиации. В центре экспозиции ЦАГИ – масштабная модель сверхзвукового делового самолета (СДС).
Одной из главных новинок в области беспилотной авиационной техники на авиасалоне МАКС-2019 стал впервые представленный компанией «Кронштадт» полноразмерный макет БЛА тяжелого класса большой продолжительности полета «Сириус» взлетной массой 5 т.
Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова (входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей»), широко известный своими разработками бортовых радиолокационных систем с фазированными антенными решетками для самолетов-истребителей, впервые представляет на авиасалоне МАКС-2019 малогабаритную БРЛС с ФАР «Барс-130», которой можно будет по желанию заказчика оснащать учебно-боевые самолеты Як-130.
Разработанные МВЗ им. М.Л. Миля и серийно выпускаемые ПАО «Роствертол» (оба предприятия входят в холдинг «Вертолеты России») армейские боевые вертолеты Ми-28Н (НЭ), известные под названием «Ночной охотник», уже не в первый раз участвуют в авиасалонах в Жуковском. На нынешнем МАКС-2019 демонстрируется несколько новых модификаций машины. На статической стоянке ВКС России можно увидеть строевой Ми-28УБ с двойным управлением, а в рамках экспозиции холдинга «Вертолеты России» – усовершенствованный Ми-28НЭ с расширенной номенклатурой вооружения.
Одним из центральных экспонатов нынешнего авиасалона МАКС‑2019 должен стать полноразмерный макет кабины экипажа и пассажирского салона перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета CR929, совместно проектируемого Китайской корпорацией гражданского самолетостроения COMAC и российской Объединенной авиастроительной корпорацией и рассчитанного в базовой версии на перевозку 280 пассажиров на расстояние 12 000 км. Макет CR929 можно осмотреть в специально возведенном для этого павильоне. Программа CR929 в настоящее время находится на этапе эскизного проектирования и выбора поставщиков основных бортовых систем, который должен завершиться в этом году прохождением так называемого третьего контрольного рубежа (Gate 3).
Постройка новых широкофюзеляжных самолетов семейства Ил‑96 входящим в состав ОАК Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ПАО «ВАСО») в последние годы осуществлялась исключительно в интересах государственных заказчиков. Однако, в мае 2016 г. на совещании у Президента России Владимира Путина было принято принципиальное решение о разработке и запуске в серийное производство модернизированного пассажирского самолета Ил‑96‑400М для российских авиакомпаний. В результате, в декабре 2016 г. с ПАО «Ил» был заключен контракт на опытно-конструкторские работы, предусматривающие постройку на ВАСО опытного образца модернизированного Ил‑96‑400М на 390 пассажирских мест. От нынешних Ил‑96‑300 он будет отличаться удлиненным на 9,65 м фюзеляжем (как на строившихся грузовых Ил‑96‑400Т), применением более мощных двигателей ПС‑90А1, модернизированного комплекса авионики и современного интерьера пассажирского салона. В начале следующего десятилетия на ВАСО предполагается изготовить шесть серийных Ил‑96‑400М для передачи в лизинг российским авиапеперевозчикам, для этого предусматривается государственная поддержка проекта за счет соответствующей докапитализации Государственной транспортной лизинговой компании. В рамках этой программы ГТЛК в декабре 2017 г. уже разместила заказ на первые два Ил‑96‑400М.
В летной программе авиасалона МАКС-2019 впервые демонстрируется самолет Superjet 100, оснащенный горизонтальными саблевидными законцовками крыла (saberlets), которые предназначены для улучшения взлетно-посадочных характеристик и топливной экономичности.
Входящий в состав Объединенной авиастроительной корпорации Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева, которому в октябре исполняется 85 лет, в начале этого года завершил исполнение государственного контракта на поставку шести новых самолетов-амфибий Бе-200ЧС для МЧС России. Эти шесть машин стали первыми Бе-200 таганрогского производства: ранее такие амфибии строились в Иркутске.
Дебютантом авиасалона МАКС‑2019 должен стать новый самолет-заправщик Ил‑78М‑90А, первый опытный образец которого построен на входящем в Дивизион транспортной авиации ОАК ульяновском АО «Авиастар‑СП» и в настоящее время проходит испытания.
В авиасалоне МАКС‑2019 впервые участвует опытный образец модернизированного тяжелого военно-транспортного вертолета Ми‑26Т2В, созданного МВЗ им. М.Л. Миля и ПАО «Роствертол» по техническому заданию Министерства обороны России. Он проходит летные испытания с августа 2018 г.
Еще одной новинкой в линейке винтокрылой техники холдинга «Вертолеты России» на нынешнем авиасалоне МАКС-2019 должен стать военно-транспортный вертолет Ми-38Т, создаваемый по заказу Министерства обороны России на базе сертифицированного в декабре 2015 г. Федеральным агентством воздушного транспорта России гражданского вертолета Ми-38 (Ми-38‑2) с двигателями ТВ7-117В. Транспортно-пассажирский Ми-38, имеющий максимальную взлетную массу 15 600 кг, предназначен для перевозки 30 пассажиров или 5 тонн грузов. В настоящее время продолжаются работы по расширению условий эксплуатации гражданской версии Ми-38, что позволит представить потенциальным заказчикам эффективные предложения для оффшорных и VIP-перевозок, а также в других вариантах применения.
Уральский завод гражданской авиации продолжает работы по локализации серийного выпуска легких многоцелевых турбовинтовых самолетов Л‑410УВП-Е20 на территории России. Важнейшими направлениями «русификации» популярной чешской машины, помимо собственно освоения сборки на заводе в Екатеринбурге, является ее ремоторизация с использованием создаваемого в настоящее время отечественного турбовинтового двигателя ВК‑800С, импортозамещение ряда систем бортового оборудования, а также разработка для нее новых вариантов шасси – лыжного, поплавкового и повышенной проходимости (с колесами большего диаметра). На авиасалоне МАКС‑2019 можно увидеть некоторые практические результаты этих работ: рядом с самолетом-демонстратором Л‑410УВП-Е20, в качестве которого используется машина еще чешской сборки (заводской №2906, выпущена в 2013 г.), показываются разработанные и изготовленные в России для Л‑410 все три новых типа шасси. Кроме того, в правой мотогондоле этого демонстратора установлен макетный образец двигателя ВК‑800С.
Участником авиасалона МАКС‑2019 уже во второй раз станет новый учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки Як‑152, разработанный ОКБ им. А.С. Яковлева и построенный на Иркутском авиационном заводе (оба предприятия входят в состав корпорации «Иркут»). В настоящее время на летных испытаниях находятся два опытных образца Як‑152 (№0001 и 0002), еще одна машина (№0003) проходит статические испытания.
В летной программе и статической экспозиции МАКС-2019 участвуют новые средние транспортно-пассажирские вертолеты Ми-171А2, серийный выпуск которых недавно развернут на входящем в холдинг «Вертолеты России» Улан-Удэнском вертолетном заводе.
На статической стоянке Воздушно-космических сил России на авиасалоне МАКС-2019 по традиции демонстрируется один из строевых дальних стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160. В настоящее время в состав Дальней авиации входит порядка 16 таких самолетов, но в следующем десятилетии их количество заметно возрастет: 25 января 2018 г., во время посещения Казанского авиационного завода компании «Туполев» Президентом России Владимиром Путиным, был подписан контракт на поставку Министерству обороны России десяти модернизированных самолетов Ту‑160М новой постройки.
На статической стоянке ВКС России нынешнего авиасалона МАКС-2019 можно увидеть новый тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А. Серийный выпуск таких машин разворачивается на входящем в ОАК ульяновском АО «Авиастар-СП».
Луховицкий авиационный завод им. П.А. Воронина – филиал Российской самолетостроительной корпорации «МиГ», до сих пор специализировавшийся исключительно на выпуске самолетов-истребителей, в кооперации с другими предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации готовится к освоению серийного производства модернизированных 64-местных турбовинтовых региональных пассажирских самолетов Ил-114-300. Как известно, до 2012 г. серийный выпуск Ил-114 осуществлялся на авиационном заводе в Ташкенте (Республика Узбекистан), но в мае 2016 г. было принято решение об организации производства самолетов этого типа (в модернизированной версии Ил-114-300) на территории России. В декабре 2016 г. и феврале 2017 г. с Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») и РСК «МиГ» были заключены контракты на проведение опытно-конструкторских работ и подготовку серийного производства Ил-114-300.
Наша страна традиционно занимает одну из лидирующих позиций в мировой табели о рангах экспортеров вооружений. Так, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), по результатам 2014–2018 гг. Россия прочно удерживала здесь второе место. При этом сообразно общемировым тенденциям авиационная техника, авиационные средства поражения (АСП) и средства ПВО занимают важное место и в поставках «Рособоронэкспорта» – единственного в России государственного посредника в области экспорта и импорта продукции военного и двойного назначения.
На международном авиакосмическом салоне МАКС‑2019 одно из предприятий «Роскосмоса», холдинг «Российские космические системы» (РКС), представляет концепцию современного цифрового производства, которая должна решить три задачи – исключить брак при создании приборов для космоса, максимально упростить и сократить путь изделия от идеи конструктора до воплощения «в железе», а также освоить и автоматизировать все самые современные технологические операции. Если это удастся сделать – это будет настоящая революция в отрасли. О том, как в ближайшее время изменится проектирование и производство космической электроники и как громоздкие постсоветские предприятия адаптируются к рынку, мы поговорили с заместителем директора холдинга РКС по стратегическому развитию и инновациям Евгением Нестеровым.
В числе дебютантов нынешнего авиасалона МАКС‑2019 – модернизированный армейский боевой вертолет Ми-35П. Казалось бы, хорошо знакомая как специалистам, так и широкой публике машина, но за узнаваемым силуэтом кроются совершенно новые возможности.
Одним из традиционных зарубежных участников всех авиасалонов МАКС является французская группа компаний Safran. Предприятия Safran участвуют в разработке и производстве двигателей SaM146 для российских самолетов Sukhoi Superjet 100, поставляют турбовальные двигатели для российских вертолетов Ка‑226Т и Ка‑62, ведут совместные работы с рядом других российских компаний. Накануне МАКС‑2019 мы попросили главу российского представительства Safran Валерия Кроля рассказать о его видении настоящего и будущего сотрудничества французских авиастроительных предприятий с нашей страной.
Корпорация «Иркут» расширяет поставки двухместных реактивных учебно-боевых самолетов нового поколения Як-130. На авиасалоне МАКС-2019 такие машины можно увидеть как в летной программе, так и на статической стоянке. К настоящему времени Воздушно-космическим силам России в рамках нескольких госконтрактов передано в эксплуатацию уже более сотни Як-130, которые используются для летного обучения курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков на учебных авиабазах в Борисоглебске, Армавире и Кущевской.
Проходящий раз в два года авиасалон Aero India в Бангалоре продолжает оставаться главной движущей силой в программе легкого индийского истребителя LCA Tejas, отметившей недавно 35 (!) лет с начала разработки. Восемь лет назад, 10 января 2011 г., накануне открытия Aero India 2011, самолет получил статус начальной боевой готовности (Initial Operational Clearance, IOC), который, правда, затем оказался лишь «предварительным»: с учетом изменившихся требований полноправного состояния IOC истребитель достиг только почти три года спустя – 20 декабря 2013 г. Четыре года назад, в январе 2015 г., перед Aero India 2015, первый серийный Tejas (самолет SP‑1 с бортовым номером LA‑5001) был официально передан ВВС Индии. И вот, наконец, 20 февраля 2019 г., в день открытия нынешней Aero India 2019, истребитель Tejas Mk1 получил статус полной боевой готовности (Final Operational Clearance, FOC). На церемонии в присутствии заместителя министра обороны Индии Санджая Митры и главы корпорации Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) Р. Мадхавана главнокомандующему ВВС Индии главному маршалу авиации Бирендеру Сингху Дханоа был вручен сертификат FOC и акт передачи самолета на вооружение (Release to Service Document, RSD). Участниками Aero India 2019 стали три предсерийных и два серийных LCA, а в виде моделей были представлены направления дальнейшего развития Tejas, в частности впервые был анонсирован новый облик самолета второго этапа – Tejas Mk2, который позиционируется уже как истребитель среднего класса.
Участником летной программы нынешнего авиасалона Aero India 2019 в Бангалоре впервые стал третий образец самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) EMB-145I Netra (его название можно перевести с санскрита как «глаз»), создаваемого для ВВС Индии на платформе бразильского регионального авиалайнера Embraer ERJ-145 и радиотехнического комплекса (РТК) с АФАР разработки бангалорского Центра авиационных бортовых систем CABS (Centre for AirBorne Systems), входящего с состав индийской Организации оборонных исследований и разработок DRDO (Defence Research and Development Organization). Программа реализуется уже более 10 лет, и первые два EMB-145I уже можно было видеть на выставках в Бангалоре в предыдущие годы, но только недавно, в 2017 г., Netra был признан соответствующим состоянию начальной боевой готовности (IOC) и официально передан индийским ВВС. На стенде DRDO на Aero India 2019 демонстрировались модели и плакаты с довольно подробной информацией о EMB-145I и его РТК. Здесь же были представлены модели будущего индийского авиационного комплекса ДРЛО на базе широкофюзеляжного Airbus A330 и – впервые – самолетов патрульной авиации и дальнего радиолокационного обнаружения на платформе турбовинтового Airbus С295.
Прошедший в феврале этого года в Бангалоре авиасалон Aero India 2019 – хороший повод для нашего журнала рассказать об индийской космонавтике, тем более что совсем недавно, в конце декабря 2018 г. правительство этой страны окончательно утвердило национальную пилотируемую программу, в соответствии с которой уже в конце 2021 г. на собственном корабле, выводимом собственной ракетой с собственного космодрома на орбиту впервые должны отправиться индийские космонавты, называемые здесь гаганавтами.
Неожиданным участником Aero India 2019 стал первый индийский легкий турбовинтовой 14-местный пассажирский самолет Saras, разработанный Национальной аэрокосмической лабораторией NAL (National Aerospace Laboratories – своего рода аналог нашего ЦАГИ). Впервые его опытный образец продемонстрировали в полете на авиасалоне в Бангалоре еще 14 лет назад, в феврале 2005-го. Но четыре года спустя произошла катастрофа второго прототипа, после чего полеты на оставшейся первой машине остановили. Работы по программе возобновились только в 2016 г. Но обо всем по порядку.
Одной из главных интриг прошедшей в Бангалоре 20–24 февраля этого года очередной аэрокосмической выставки Aero India 2019 стал предстоящий тендер ВВС Индии на поставку 114 истребителей среднего класса, закупка которых должна компенсировать продолжающееся в последние годы снижение числа боеготовых эскадрилий индийских военно-воздушных сил в связи с постепенным списанием самолетов предыдущих поколений. Министерство обороны Индии уже довольно давно определило, что для надежной защиты страны от внешних угроз требуются 42 эскадрильи боевых самолетов (по 16–18 машин в каждой), но де-факто их число не только не растет, а продолжает сокращаться: с 35 в 2015 г. до 31 в настоящее время.
Авиасалон Airshow China 2018, проходивший в Чжухае (провинция Гуандун на юго-востоке КНР) с 6 по 11 ноября этого года стал первой точкой беспрецедентного демонстрационного турне новых российских вертолетов «Ансат» и Ми-171А2 по ряду стран Юго-Восточной Азии. Эти две машины оказались единственными натурными образцами авиационной техники, представлявшими нашу страну на выставке. Они прибыли в Чжухай еще в конце октября, а в дни работы авиасалона демонстрировались как на статической стоянке, так и в его летной программе.
Китайская беспилотная авиационная техника занимает всё большее место в экспозиции авиасалонов в Чжухае. Но если раньше она представлялась в основном в виде небольших масштабных моделей, то в последнее время участниками выставки становятся уже полноразмерные макеты и натурные образцы беспилотных аппаратов, что свидетельствует о серьезном прогрессе в этой области в КНР. На предыдущем салоне два года назад состоялась презентация «серьезных» (взлетной массой 1200–1500 кг и 3000–4200 кг) средневысотных БЛА большой продолжительности полета Wing Loong I и II, CH-4 и CH-5 – аналогов американских MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, а также реактивного Cloud Shadow, разработанных корпорациями AVIC и CASC (см. «Взлёт» №11–12/2016, с. 54–59). В этот раз к ним добавились еще более амбициозные разработки, включая тяжелые малозаметные реактивные БЛА, выполненные по схеме «летающее крыло» – в стиле американских RQ-170 и X-47B, западноевропейских nEUROn и Taranis. На Airshow China 2018 количество демонстрируемых беспилотных аппаратов различных типов шел уже на десятки, причем часть из них сейчас не только проходит испытания, но и состоит на вооружении НОАК и даже поставляется на экспорт. Попробуем разобраться в новых крупноразмерных БЛА, впервые показанных нынешней осенью в Чжухае.
Дебютантом Airshow China 2018 стал сверхзвуковой учебно-боевой и легкий боевой самолет FTC-2000G компании Guizhou – его первый полет состоялся 20 сентября 2018 г. Он создан на базе учебно-боевого FTC-2000 и отличается от него увеличенной с 9800 до 11 000 кг максимальной взлетной массой и расширенной номенклатурой вооружения (в т.ч. управляемого), размещаемого на семи (вместо пяти) точках подвески. FTC-2000, в свою очередь, является экспортным вариантом проходившего с 2003 г. испытания учебно-тренировочного самолета JL-9 – дальнейшего развития выпускавшегося тем же предприятием учебно-тренировочного истребителя JJ-7 (в экспортном варианте – FT-7), китайского аналога советского МиГ-21У. Соответственно FTC-2000 предлагается тем же странам, которые раньше импортировали FT-7. Но пока известно только об одном контракте на них – от Судана, получившего первую партию из шести заказанных FTC-2000S в ноябре 2017 г. В то же время базовая версия JL-9 еще с 2007 г. довольно активно поставлялась в ВВС НОАК, а затем и в китайскую морскую авиацию.
Наиболее эффектный пилотажный комплекс в программе полетов нынешней выставки в Чжухае демонстрировал опытный истребитель J-10B с бортовым №1034. Причина здесь проста: этот самолет является летающей лабораторией для испытаний первого в Китае двигателя с управляемым вектором тяги. Благодаря ему J-10B выполнял в чжухайском небе такие трюки, которые обычно под силу только российским истребителям Су-35 и Су-30МКИ.
Китайский 90-местный реактивный региональный самолет ARJ21-700 стал уже традиционным участником авиасалонов в Чжухае. Два года назад он впервые выступил здесь в новом качестве – уже сертифицированного гражданского воздушного судна, приступившего к регулярным коммерческим пассажирским перевозкам: на выставке показывался первый самолет, переданный в эксплуатацию в авиакомпанию Chengdu Airlines. На нынешней Airshow China 2018 корпорация COMAC демонстрировала сразу три серийных ARJ21-700 в окраске трех разных заказчиков: кроме машины Chengdu Airlines в этот раз в Чжухае можно было увидеть авиалайнеры, несущие ливреи авиакомпаний Urumqi Air и Genghis Khan Airlines, которые должны приступить к их эксплуатации в 2019 г.
Летный показ пары новейших китайских истребителей пятого поколения J-20 стал главной сенсацией предыдущей выставки в Чжухае два года назад. И хотя в этот раз J-20 опять прилетали для участия в демонстрационной программе авиасалона с другого аэродрома и их нельзя было увидеть на статической стоянке, наиболее современный истребитель Поднебесной вновь стал одним из главных и наиболее ожидаемых участников Airshow China 2018. Каких-то особых чудес высшего пилотажа J-20 снова не показали, зато в программе было не только маневрирование одиночного самолета, но и полеты в составе пары, тройки и четверки, возросла и продолжительность выступления. Ну а главный сюрприз был заготовлен на последний день работы выставки: пара J-20 в воскресенье 11 ноября внезапно открыла свои отсеки вооружения, продемонстрировав восхищенной публике боекомплект управляемых ракет «воздух–воздух» средней дальности PL-15 и ракет ближнего боя PL-10.
Пожалуй, главным разочарованием нынешней выставки Airshow China 2018 стало отсутствие на ней новейшего китайского среднемагистрального авиалайнера С919, создаваемого корпорацией COMAC как национальная альтернатива Boeing 737MAX и Airbus A320neo. Официально это объяснялось тем, что оба летающих в настоящее время опытных образца самолета слишком заняты в программе испытаний, прерывать которую ради показа на выставке нецелесообразно. Но что мешало совершить хотя бы один демонстрационный полет, например, в день открытия, с учетом того, что расстояние от места базирования второго С919 близ Наньчана до Чжухая составляло менее 800 км, все равно осталось непонятным.
Новый китайский тяжелый самолет-амфибия AG-600 «Цзяолун» («Водяной дракон») уже второй раз участвует в авиасалоне в Чжухае. В этот раз, как и два года назад, его можно было видеть только в статической экспозиции, хотя за прошедшее с прошлой выставки время он начал летать не только с аэродрома (его летные испытания начались в Чжухае в декабре 2017 г.), но и с воды. Первый полет AG-600 с акватории водохранилища Чжанхэ близ Цзинмэня в провинции Хубэй состоялся буквально за пару недель до открытия Airshow China 2018 – 20 октября. Самое главное в жизни любого самолета-амфибии событие прошло в присутствии многочисленных зрителей, а его трансляция велась в прямом эфире ведущими китайскими телеканалами и в интернете.
8 мая 2015 г. в Москве было заключено рамочное соглашение между холдингом «Вертолеты России» и китайской авиастроительной корпорацией AVIC о сотрудничестве в области создания перспективного тяжелого вертолета AHL (Advanced Heavy Lift). Подписание документа состоялось в Кремле в присутствии Президента России Владимира Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина. Стороны договорились, что будут сотрудничать по всем направлениям разработки и подготовки к серийному производству нового тяжелого вертолета грузоподъемностью в 10–15 т. Тогда сообщалось, что генеральный контракт участники проекта намерены подписать в том же году, но переговоры затянулись. Заключение контракта неоднократно переносилось, не состоялось оно, вопреки ожиданиям, и на нынешнем авиасалоне в Чжухае. Теперь его подписание возможно к маю 2019 г. – об этом сообщил на выставке глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, уточнивший, что все технические вопросы уже согласованы, но «остались вопросы финансового и организационного характера».
6 ноября в Чжухае, в провинции Гуандун на юго-востоке Китая, начнет работу очередной, уже по 12-й по счету международный авиасалон Airshow China 2018. И хотя до официального открытия выставки еще остается несколько дней, сюда уже слетелось немало самолетов и вертолетов, которые станут участниками ее демонстрационной программы и статической экспозиции. В первую очередь, это, конечно, летательные аппараты, разработанные и построенные авиапромышленностью самой КНР. И они, без сомнения, всегда представляют основной интерес на чжухайских авиасалонах – ведь за пределами страны многие из них увидеть крайне сложно, а зачастую и попросту невозможно. Российский авиапром представляет на Airshow China 2018 новые вертолеты «Ансат» и Ми-171А2, для которых Чжухай станет первой точкой масштабного демонстрационного тура по ряду стран Юго-Восточной Азии. Кроме того, во время выставки запланирована презентация проекта российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета CR929, совместно разрабатываемого двумя странами. Нет сомнений, что на Airshow China 2018 будет еще много всего интересного, а пока «Взлёт» предлагает небольшой фоторепортаж из Чжухая, сделанный за несколько дней до официального начала авиасалона.
«Гидроавиасалон» – выставка и научная конференция с многолетними традициями. В сентябре этого года они пройдут в Геленджике уже в 12-й раз (впервые они состоялись здесь уже 22 года назад, в 1996 г.). Уникальной чертой мероприятия были и остаются летательные аппараты, покоряющие три стихии: небо, землю и море. Участники и гости выставки, приезжавшие в Геленджик в начале бархатного сезона, всегда отдавали должное гостеприимству курортного города, но в то же время было очевидно, что выставочной инфраструктуре есть куда совершенствоваться. Ожидается, что в нынешнем году «Гидроавиасалон» значительно изменится: появятся новые акценты, расширится тематика, обновятся выставочные и конгрессные залы. Воплощать в жизнь свежие идеи будет ОАО «Авиасалон», имеющее огромный опыт организации аэрокосмических и машиностроительных мероприятий мирового масштаба, в первую очередь – знаменитого авиасалона МАКС в подмосковном Жуковском.
Турецкая авиастроительная компания Turkish Aerospace Industries (TAI) выбрала авиасалон в Фарнборо для первой демонстрации полноразмерного макета своей новой разработки – сверхзвукового учебно-боевого самолета Hürjet. Этот проект, конечно, не такой амбициозный, как реализуемая в настоящее время TAI программа национального истребителя пятого поколения TF-X (см. «Взлёт» №7–8/2018, с. 36–39), тем не менее, он может служить дополнительным свидетельством того, что Турция всерьез намерена закрепиться в числе немногих стран, способных самостоятельно создавать сверхзвуковые самолеты.
Нынешним летом у крупнейшего в мире пассажирского авиалайнера Airbus A380, программа которого в последние годы испытывала дефицит новых заказов и поэтому постепенно снижала объемы серийного производства, появился новый эксплуатант. Им стала чартерная португальская авиакомпания Hi Fly, специализирующаяся на предоставлении своих самолетов в «мокрый» лизинг другим авиаперевозчикам. Презентация поставленного ей 471-местного А380, получившего мальтийский регистрационный знак 9H-MIP и оригинальную «тематическую» ливрею, посвященную проблеме сохранения коралловых рифов, состоялась на нынешней выставке в Фарнборо, куда он прибыл с Мальты 19 июля.
Июльский авиасалон в Фарнборо стал премьерным для нового японского регионального авиалайнера Mitsubishi MRJ90: впервые прибывший в Европу третий летный образец машины (JA23MJ), уже окрашенный в ливрею стартового заказчика – японской All Nippon Airways – практически ежедневно участвовал в летной программе выставки.
Июльский авиасалон в Фарнборо был выбран компанией Airbus для объявления о ребрендинге ее недавнего приобретения – программы перспективных узкофюзеляжных самолетов CSeries, разработанных и серийно выпускаемых на мощностях канадской Bombardier.
Среди новинок винтокрылой техники, представленных на выставке HeliRussia 2018, обращала на себя внимание оригинальная беспилотная грузовая платформа SKYF, которая разрабатывается казанским ОКБ «Авиарешения», поддерживаемым венчурным инвестиционным фондом FPI.
На прошедшей в конце мая этого года в Москве выставке HeliRussia 2018 была представлена программа дальнейшей модернизации легкого многоцелевого вертолета «Ансат», разработанного и серийно выпускаемого Казанским вертолетным заводом холдинга «Вертолеты России». Она предусматривает более широкое внедрение в конструкцию «Ансата» современных композиционных материалов, из которых теперь будет изготавливаться кабина экипажа, капоты двигателей, усовершенствованный обтекатель втулки несущего винта и хвостовое оперение, а также доработанный хвостовой люк, который теперь можно использовать для закатки в кабину санитарных носилок. Предполагается также использование птицестойкого обогреваемого остекления и авариестойкой топливной системы увеличенной емкости, внедрение ряда других доработок.
24 мая 2018 г., в первый день работы выставки HeliRussia 2018 в Москве холдинг «Вертолеты России» передал авиакомпании «ЮТэйр – Вертолетные услуги» первый серийный вертолет Ми-171А2. Поставка машины выполнена в рамках подписанного в июле 2017 г. соглашения о поставке первых двух серийных Ми-171А2 производства Улан-Удэнского авиационного завода компании «ЮТэйр», которая должна стать стартовым эксплуатантом вертолетов этой модернизированной модели.
Одним из центральных событий прошедшей в конце мая этого года в Москве выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2018 стала презентация полноразмерного макета перспективного легкого многоцелевого вертолета VRT500, разрабатываемого конструкторским бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России».
Турецкий средиземноморский курорт Анталья хорошо известен в России как одно из самых излюбленных мест отдыха наших туристов. Аэропорт Антальи по объему воздушных перевозок стоит третьим в рейтинге турецких аэропортов и имеет хорошие перспетивы для роста. Прекрасно развитая туристическая инфраструктура, благоприятный климат, богатые возможности для осмотра достопримечательностей региона и географическое положение на стыке Европы и Азии предопределили выбор Антальи как места проведения первого в Турции крупного международного авиашоу, которое состоится 25–28 апреля 2018 г. Мероприятие получило название «Авиашоу Евразии» и будет проходить под эгидой администрации президента Турции, что подчеркивает большое значение, которое власти страны придают этому событию.
До начала Farnborough International Airshow 2018 еще целый год, однако подготовка к выставке идет полным ходом, в разгаре – модернизация выставочного комплекса. О том, чем будет отличаться следующий авиасалон в Фарнборо от предыдущих, об особенностях участия в нем российских компаний, планах и перспективах знаменитой авиационной выставки под Лондоном рассказывает коммерческий директор Farnborough International Аманда Стайнер.