2 марта скоропостижно скончался наш коллега и большой друг нашего журнала Николай Олегович Валуев – признанный эксперт в области авиации, автор ряда книг, видеофильмов и большого числа статей по истории и современному состоянию отечественной и зарубежной авиационной техники.

Теги:

1 мая 2023 года Указом Президента России Владимира Путина управляющему директору – генеральному конструктору пермского АО «ОДК-Авиадвигатель» Александру Иноземцеву присвоено звание Героя Труда Российской Федерации.

В последние несколько дней пришло сразу несколько новостей, касающихся военной авиации Ирана. Это и выкатка предсерийного образца иранского реактивного учебно-тренировочного самолета Yasin, и заявления официальных представителей Ирана об истребителях Су-35, и история с полетом иранского военного самолета (предположительно, истребителя F-5) над Карабахом (или по крайней мере над ирано-азербайджанской границей). В связи с этим «Взлёт», решил подготовить серию публикаций об иранской военной авиации и собственных разработках самолетов, которые осуществлялись или ведутся сейчас в этой стране.

В весенний праздник 8 марта, присоединяясь к поздравлениям милых дам, «Взлёт» предлагает особо отметить тех из них, кто освоил одну из самых сложных и рискованных профессий – космонавта. Сегодня на орбите, на борту МКС, праздник встречают наша Анна Кикина и американка Николь Манн – их миссия продолжается с 5 октября прошлого года, когда они стартовали в космос на корабле Crew Dragon Endurance, и должна завершиться в этом месяце.

Вчера на 78-м году жизни после тяжелой болезни скончался Виктор Иванович Меркулов, возглавлявший с 1994 по 2006 год Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО, ныне – Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина в составе Объединенной авиастроительной корпорации).

Теги:

Сегодня отмечается столетие старейшего отечественного самолетостроительного конструкторского бюро, основанного Андреем Николаевичем Туполевым (1888-1972). 22 октября 1922 года решением Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) при ЦАГИ была организована Комиссия по строительству металлических самолетов под председательством А.Н. Туполева (иногда ее называли также Комиссией по цельнометаллическому самолетостроению) – эту дату и принято считать днем образования его ОКБ.

Сегодня днем на ВДНХ состоится торжественное открытие после реставрации одного из наиболее известных экспонатов выставки – самолета Як-42. Он был установлен на площади Промышленности более 40 лет назад – в сентябре 1981 года, но в прошлом десятилетии подвергался различным дизайнерским экспериментам, вызывавшим сожаление у ценителей отечественной авиационной истории. И вот теперь, наконец, самолету возвращены его «родная» окраска и оригинальный бортовой регистрационный номер СССР-42304. Именно в таком виде он представлял советскую авиапромышленность на авиасалоне в Ле-Бурже в июне 1979 года.

Ровно четверть века назад, 29 ноября 1996 г., на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском впервые поднялся в воздух самолет Ту-144ЛЛ «Москва». Он был создан на базе первого в мире сверхзвукового пассажирского авиалайнера Ту-144, которому, к сожалению, так и не довелось поступить в широкую эксплуатацию на воздушных трассах. Появившийся в названии машины индекс указывал на ее новое назначение – Ту-144 предстояло поработать в качестве летающей лаборатории, призванной проложить дорогу в небо следующему поколению сверхзвуковых авиалайнеров. Исследованиями возможностей создания такой техники в то время занимались и в России, и в США. Поэтому, учитывая большую сложность и высокую стоимость натурных экспериментов на сверхзвуке, решено было объединить усилия двух ведущих авиационных держав мира. Финансирование программы испытаний Ту-144ЛЛ взяло на себя американское Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA, а участниками проекта стали АНТК им. А.Н. Туполева (ныне – ПАО «Туполев») и шесть крупных американских авиастроительных фирм.

40-местный турбовинтовой региональный пассажирский самолет L-610 стал самым крупным летательным аппаратом, разработанным и строившимся в Чехии (до 1990 г. – Чехословацкая Социалистическая Республика). Заказанный в начале 1980-х гг. компании Let в г. Куновице советским «Аэрофлотом» – основным покупателем производимых этим предприятием 19-местных самолетов местных воздушных линий L-410 – он должен был заменить в отечественной гражданской авиации многочисленные Ан-24, чей серийный выпуск завершился в 1979 г. Но судьба распорядилась иначе: самолет не успел завершить испытания до распада Совета экономической взаимопомощи стран бывшего социалистического лагера (СЭВ) и самого Советского Союза, а новой России в 1990-х гг. он оказался уже не нужным. В результате, программа L-610 ограничилась постройкой и испытаниями шести летных образцов с двумя типами силовой установки, а находившимся на сборке полутора десяткам первых серийных машин так и не довелось подняться в небо. Последний раз L-610 летал уже более 20 лет назад – в июне 2000 г.

1. «Коронакризис» отбросил российскую гражданскую авиацию почти на десятилетие назад

1 200406 SVO 0103

Пандемия коронавируса COVID-19 ударила по всей мировой гражданской авиации, поставив вопрос выживания даже ряда национальных перевозчиков. Не стала исключением и наша страна: объем авиаперевозок российскими авиакомпаниями снизился в сравнении с 2019 г. почти вдвое – со 128,1 до 69,2 млн пасс., что соответствует показателям 2011–2012 гг. (64 и 74 млн пасс. соответственно). Неизменный лидер отрасли, «Аэрофлот», потерял за год почти 61% своих пассажиров и на протяжении девяти месяцев уступал первенство «Сибири». Лучше других из первой двадцатки отечественных авиакомпаний с кризисом справлялись «Азимут» (снижение пассажирских перевозок за год лишь на 2%), «Победа» (менее чем на 12%), «Сибирь» (на 12%, но с учетом объединения с «Глобусом» – на 31%), «Нордавиа» (на 20%), «Алроса» (на 25%) и «Якутия» (на 30%).

6 ноября 2020 г. на 70-м году жизни после непродолжительной болезни скончался генеральный директор АО «Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова» Юрий Иванович Белый.

Он родился 3 октября 1951 г. в Винницкой области. Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, получив специальность инженера по радиоэлектронным устройствам, после чего был призван в Вооруженные Силы. С 1974 по 1998 гг. проходил службу в Военном представительстве Министерства обороны при НИИ приборостроения в Жуковском, пройдя все ступени вплоть до начальника ВП МО при НИИП. По долгу службы сопровождал разработку первой в стране системы управления вооружением с фазированной антенной решеткой «Заслон» для истребителя-перехватчика МиГ-31, радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-27 для истребителя четвертого поколения Су-27, радиолокационной системы управления с ФАР для модификаций семейства Су-27, зенитного ракетного комплекса «Бук» и других проектов предприятия. Завершил службу в Вооруженных Силах в звании полковника.

В начале сентября этого года одно из ведущих предприятий холдинга «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех» – Казанский вертолетный завод – отметило свое 80-летие. Именно здесь, в Казани, с изготовления первой партии легких транспортно-связных Ми-1 в 1951 г. началось отечественное серийное вертолетостроение. Через два года завод приступил к выпуску более крупных Ми-4, а с 1965 г., вот уже 55 лет строит популярнейшие во всем мире средние многоцелевые машины семейства Ми-8 (Ми-17), претерпевшие за эти годы огромное число модификаций и модернизаций. Новый этап в жизни КВЗ начался на рубеже нового столетия, когда на предприятии было создано собственное конструкторское бюро, разработавшее легкий многоцелевой вертолет «Ансат», ставший сегодня одним из наиболее востребованных продуктов холдинга «Вертолеты России» в своем классе. Наряду с расширением поставок «Ансатов» и продолжением производства новых версий прославленных Ми-8 (Ми-17) ближайшее будущее завода связано с развитием серийного выпуска новых многоцелевых вертолетов Ми-38 так называемого «средне-тяжелого» класса, первые из которых недавно уже отправились к заказчикам. К юбилею КВЗ подошел, имея в своем активе более 11,6 тыс. построенных вертолетов, которые летают в 92 странах мира, и современный производственный комплекс, претерпевший в последние годы серьезную модернизацию.

Год назад, в августе 2019 г., холдинг «Вертолеты России» распространил пресс-релиз о визите на ростовское вертолетостроительное предприятие «Роствертол» министра обороны Сербии Александра Вулина, которому были продемонстрированы четыре построенных для этой страны новых боевых вертолета Ми-35М. Их поставка заказчику состоялась с опережением запланированных сроков в начале декабря прошлого года, и уже 7 декабря на аэродроме Батайница под Белградом в числе другой новой авиационной техники, в которую вошли также прибывшие в Сербию двумя месяцами раньше три новых Ми-17В-5 производства Казанского вертолетного завода, они были представлены президенту страны Александру Вучичу. Событие широко освещалась сербскими средствами массовой информации. Поставка новых вертолетов стала очередной вехой успешно развивающегося в последние годы российско-сербского военно-технического сотрудничества, в рамках которого эта балканская страна летом 2016 г. уже получила два Ми-17В-5, а в октябре 2017 г. – шесть истребителей МиГ-29. Вертолеты «Ми» появились в югославском небе еще шесть десятилетий назад, когда Советский Союз в 1960 г. начал поставки сюда партии транспортно-десантных Ми-4А. Спустя восемь лет в Югославию стали прибывать новейшие на тот момент газотурбинные Ми-8Т, и вскоре СФРЮ стала крупнейшим оператором таких вертолетов на Балканах, получив почти сотню Ми-8Т, некоторые из которых, пройдя тяжелейшие для страны 1990-е гг., остаются в строю и сегодня.

Ровно 20 лет назад, 29 февраля 2000 г., в подмосковном Жуковском поднялся в воздух уникальный опытно-экспериментальный самолет, известный как «изделие 1.44». Он был разработан и построен в ОКБ им. А.И. Микояна в рамках программы создания «Истребителя 90‑х годов» (И‑90) – первого в стране многофункционального истребителя пятого поколения. У этого проекта непростая судьба: он был запущен еще в начале 1980‑х гг. и должен был стать своего рода локомотивом развития всего отечественного авиастроения. Предполагалось, что на вооружение самолет должен поступить в 1990‑е гг., придав нашей истребительной авиации ряд принципиально новых качеств. Но распался Советский Союз, изменилась геополитическая обстановка, экономика страны вошла в глубокий кризис, и финансирование многих оборонных программ было прекращено. В результате, уже построенный и переданный в 1994 г. на аэродром самолет, успевший совершить несколько рулежек и пробежек, пришлось на много лет поставить в ангар. Работы по его подготовке к летным испытаниям удалось возобновить только в 1999 г., причем исключительно на собственные средства переживавшей тогда нелегкие времена фирмы «МиГ». 

24 августа 2019 г., за три дня до начала работы МАКС‑2019, на пересечении Туполевского шоссе и ул. Туполева в г. Жуковском, поблизости от центрального въезда в Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова, на территории которого вот уже почти три десятилетия проходит авиасалон, был торжественно открыт памятник сверхзвуковому пассажирскому самолету Ту‑144. Инициаторами проекта выступили фонд «Легенды авиации», Научно-инженерная компания («НИК») и администрация г. Жуковский.

В мае 2019 г. в России завершилась регулярная коммерческая эксплуатация некогда одного из наиболее массовых и популярных отечественных пассажирских магистральных реактивных самолетов – знаменитого Ту‑134. Заключительные рейсы были выполнены на последнем выполнявшем в гражданской авиации России регулярные коммерческие перевозки авиалайнере Ту‑134Б‑3 (RA‑65693) авиакомпании «Алроса». 18 и 20 мая на нем были совершены завершающие полеты по расписанию из якутского Мирного в Иркутск и обратно, а 22 мая самолет перелетел из Мирного в новосибирское Толмачево, где теперь станет экспонатом местного музея истории авиации, заняв место рядом с Ту‑154М (RA‑85684) «Ижма», ранее также переданным сюда «Алросой». 

Нынешней весной, накануне празднования 73‑й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, легендарный советский самолет-штурмовик Ил‑2 снова можно было увидеть в берлинском небе: единственный летающий сегодня в России (и один из двух во всем мире) Ил‑2 стал участником проходившего с 25 по 29 апреля 2018 г. в аэропорту Шенефельд международного авиасалона ILA Berlin 2018. Эту машину, пролежавшую на дне озера в Мурманской области почти 70 лет после того, как она была подбита в бою в ноябре 1943 г., обнаружили и подняли на поверхность летом 2012‑го. Новосибирское предприятие «Авиареставрация» провело огромную работу по восстановлению самолета, и с лета прошлого года этот Ил‑2 снова летает. Впервые он был публично показан в полете на авиасалоне МАКС‑2017 в подмосковном Жуковском, а его зарубежный дебют состоялся на ILA 2018. В Берлин знаменитый штурмовик добрался «своим ходом», совершив дальний перелет протяженностью более 1700 км с рядом промежуточных посадок на аэродромах России, Белоруссии и Польши.

Началом истории нынешнего Омского моторостроительного объединения им. П.И. Баранова принято считать август 1916 г., когда на заводе АО «ДЕКА» в Александровске Екатеринославской губернии (с 1921 г. – г. Запорожье) начался выпуск авиадвигателей Mercedes мощностью 100 л.с. (в России именовались «ДЕКА» М-100).

1 января 1994 г. на основе 61-го истребительного авиационного полка, дислоцированного на аэродроме Барановичи в Брестской области, в соответствии с директивой начальника Главного штаба Вооруженных сил Республики Беларусь от 5 августа 1993 г. была сформирована 61-я истребительная авиационная база ВВС РБ. В ее состав вошли авиационные эскадрильи, оснащенные фронтовыми истребителями МиГ-29 и истребителями-перехватчиками Су-27П, отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения, отдельная рота связи и радиотехнического обеспечения и центр боевого управления, также базировавшиеся на аэродроме Барановичи. Командиром 61 иаб был назначен полковник Геннадий Пермяков. Сегодня авиабаза в Барановичах – одна из крупнейших в ВВС Республики Беларусь и единственная, на вооружении которой стоят самолеты-истребители. Недавно на ней побывал корреспондент «Взлёта».

100-й исследовательско-инструкторский истребительный авиаполк был сформирован 10 марта 1986 г. в составе 33-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации в Очакове (Николаевская область) в соответствии с директивой Главного штаба ВМФ Советского Союза от 24 декабря 1985 г. На этот полк возлагались задачи подготовки летчиков для будущих корабельных истребителей Су-27К и МиГ‑29К, которыми предстояло оснастить авиагруппу тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.5 (нынешний ТАВКР «Адмирал Кузнецов»). Поскольку к тому времени самих корабельных истребителей еще не существовало (опытный Су-27К впервые взлетел в 1987 г., первый МиГ‑29К – в 1988 г.), 100 ииап комплектовался обычными серийными «сухопутными» самолетами Су-27 и МиГ‑29, технику пилотирования и особенности боевого применения которых и предстояло освоить на первых порах летчикам полка. В дальнейшем, с появлением первых серийных корабельных истребителей, предполагалось приступить к тренировкам военных летчиков по посадкам на аэрофинишер и взлетам с трамплина на комплексе «Нитка» на аэродроме Новофедоровка близ г. Саки в Крыму, определенном местом базирования 100 ииап. Здесь полк, который возглавил 32-летний подполковник Тимур Апакидзе, вошел в состав сформированного в 1986 г. нового 1063-го Центра боевого применения и переучивания летного состава корабельной авиации (в него были также включены преобразованный в инструкторско-исследовательский 299-й корабельный штурмовой авиаполк на самолетах Як-38М и МиГ‑21 и эскадрилья учебно-тренировочных самолетов L-39).

Теги:

Интервью

25 октября 2022

Александр Иноземцев: «Такого количества…

Завтра в Москве, в павильоне №57 ВДНХ, открывается очередной Международный форум двигателестроения – МФД-2022. Одним из центральных его событий станет презентация нового отечественного турбовентиляторного двигателя ПД-14 представителям авиакомпаний,…
фото: Олег Пантелеев
26 апреля 2021

ТВРС-44: в серию – через четыре года

В феврале 2021 г. отмечавшая свое 15-летие авиакомпания «Сибирская Легкая Авиация» («СиЛА») организовала на байкальском острове Ольхон конференцию «Развитие региональной и местной авиации в труднодоступных районах на воздушных судах российского…
фото: Андрей Блудов
15 ноября 2020

Максим Миронов: «СР-10 успешно завершил…

Во время сентябрьских «Русских авиационных гонок» на аэродроме Орешково, в которых впервые принял участие реактивный учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет СР-10, корреспондент «Взлёта» встретился с инициатором создания этой машины, одним из…
27 августа 2019

Холдинг РКС: технологии решают все

На международном авиакосмическом салоне МАКС‑2019 одно из предприятий «Роскосмоса», холдинг «Российские космические системы» (РКС), представляет концепцию современного цифрового производства, которая должна решить три задачи – исключить брак при создании…
27 августа 2019

Валерий Кроль: российский авиационный рынок…

Одним из традиционных зарубежных участников всех авиасалонов МАКС является французская группа компаний Safran. Предприятия Safran участвуют в разработке и производстве двигателей SaM146 для российских самолетов Sukhoi Superjet 100, поставляют…

Обзоры

Изображение по умолчанию
12 января 2024

Airbus продолжает опережать Boeing по…

Следом за своим заокеанским конкурентом опубликовала статистику по результатам 2023 года и западноевропейская компания Airbus. В течение минувшего года она передала заказчикам 735 гражданских самолетов – на 11% больше, чем в 2022-м (тогда их было 661, а…
Изображение по умолчанию
11 января 2024

Boeing: результаты 2023 года

Компания Boeing, не сходящая в эти дни с первых полос газет в связи с резонансным инцидентом с самолетом Alaska Airlines модели 737МАХ9, опубликовала итоговые данные по поставкам своих авиалайнеров в 2023 году. Всего их оказалось 528, что на 10% больше,…
Самолеты SJ-100 на сборке в производственном центра ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре. Фото: ОАК
03 января 2024

О производстве новых отечественных…

По объективным причинам ожидать каких-то прорывов в поставках новых российских пассажирских самолетов в 2023-м не приходилось. Серийный выпуск реактивных региональных (ближнемагистральных) лайнеров SSJ-100 (RRJ-95) в исходной версии с зарубежными…
Изображение по умолчанию
20 января 2023

Boeing сохраняет паритет c Airbus по…

Две ведущие самолетостроительные компании мира, Airbus и Boeing, подвели на прошлой неделе итоги минувшего года. Европейцы смогли нарастить поставки за год на 8% (до 661 самолета), американцы – на 41% (до 480). Здесь, конечно, сказывается так называемый…
Первые серийные самолеты МС-21 на сборке в цехе Иркутского авиационного завода. Фото: ОАК
08 января 2023

Производство и поставки российских…

Начало нового года – традиционное время для подведения итогов года минувшего. Начнем с производства новых российских пассажирских самолетов.В течение 2022 года были построены и взлетели 10 серийных региональных авиалайнеров SSJ100 – это на два меньше,…

Репортажи

фото: Андрей Фомин
12 апреля 2024

Репортаж со сборки МС-21

На этой неделе «Взлёту» посчастливилось побывать на Иркутском авиационном заводе (филиал ПАО «Яковлев» Объединенной авиастроительной корпорации «Ростеха») и воочию убедиться, как продвигается процесс подготовки к испытаниям импортозамещенной версии…
фото: Алексей Филатов
01 ноября 2020

«Трещат пожары сухо, и воздух как слюда…»…

Лето 2010 г. до сих пор помнится жителям Воронежской области: охватившие тогда регион лесные пожары были беспрецедентными по масштабам и причиненному ущербу – погибли люди, сгорели десятки домов и сотни гектаров леса. Однако и нынешний 2020-й, едва…
фото: Надежда Смирнова
15 октября 2020

РУССКИЕ АВИАГОНКИ – 2020: СР-10 против L-29…

19 сентября 2020 г. на аэродроме Орешково близ г. Воротынск Калужской области прошел Кубок России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1» на реактивных самолетах. Задачей соревнования стало максимально быстрое преодоление замкнутой…
Фото: Виктор Друшляков
10 сентября 2020

Новые беспилотники «Кронштадта»

Репортаж с форума «Армия-2020» Одной из наиболее посещаемых экспозиций прошедшего в конце августа в Подмосковье Международного военно-технического форума «Армия-2020» в конгрессно-выставочном центре «Патриот» стала стоянка беспилотных летательных…
Фото: Артём Аникеев / AviaPressPhoto
04 августа 2020

В НЕБЕ НАД НЕВОЙ. Репортаж с Главного…

26 июля 2020 г. в С.-Петербурге уже в четвертый раз состоялся Главный военно-морской парад. Демонстрация мощи отечественного флота и Морской авиации ВМФ, приуроченная к традиционно отмечаемому в последнее воскресенье июля Дню Военно-морского флота,…