Парк авиакомпании «Азимут» пополнился 16-м «Суперджетом»: в эту среду, 7 сентября, самолет с регистрационным номером RA-89189, получивший имя «Лена», совершил перелет из центра поставок в Жуковском в аэропорт Минеральные воды, а уже со вчерашнего дня, как следует из информации сервиса flightradar24.com, приступил к выполнению оттуда регулярных рейсов. В четверг он успел слетать в Махачкалу и Сочи, а сегодня – в Пермь и Стамбул.

На Иркутском авиационной заводе корпорации «Иркут» завершается ремоторизация на отечественные ПД-14 второго самолета МС-21 – им стал первый летный экземпляр МС-21-300 (МС.0001), проходивший до декабря прошлого года сертификационные испытания с американскими двигателями PW1431G-JM. В ролике ОАК о посещении производственных площадок корпорации «Иркут» в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре генеральным директором «Аэрофлота» Сергеем Александровским накануне вчерашнего подписания на ВЭФ-2022 масштабного соглашения о намерениях по поставкам 339 новых авиалайнеров отечественного производства, среди которых 210 среднемагистральных МС-21-310, видно, что ПД-14 уже установлены под крыло самолета (см. кадр из видео).

На Восточном экономической форуме сегодня между ОАК и группой «Аэрофлот» было подписано соглашение о намерениях по поставкам в лизинг в течение 2023–2030 годов беспрецедентного количества пассажирских самолетов российского производства – в общей сложности 339 авиалайнеров. В это число должны войти 210 среднемагистральных МС-21-310 и 40 Ту-214, а также 89 региональных (ближнемагистральных) SSJ-NEW. Сообщалось, что первые два SSJ-NEW планируется передать заказчику уже в 2023 году, а первые шесть МС-21-310 и семь Ту-214 – «начиная с 2024 года». Глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что первые твердые контракты на поставку самолетов в 2023–2025 годах предполагается заключить до конца текущего года.

Китайская корпорация COMAC поставила заказчику 75-й по счету реактивный региональный авиалайнер ARJ21-700. Самолет с серийным №190 поступил 25 августа в авиакомпанию China Southern, став 11-м в ее парке и девятым ARJ21, сданным в эксплуатацию в этом году.

Стоит заметить, что с начала января по конец июня в поставках ARJ21 наблюдалась пауза. Ее причинами назывались антиковидные ограничения и периодические локдауны в ряде крупных городов КНР, существенно нарушившие логистические цепочки. Но в оставшиеся летние месяцы COMAC стала стремительно наверстывать упущенное: одну машину передали в Chengdu Airlines, по две – в Air China и OTT Airlines («дочка» China Eastern) и четыре – в China Southern. Три из них впервые взлетели еще в конце прошлого года, остальные – уже в этом.

Бразильская компания Embraer вчера сообщила о том, что приступила к летным испытаниям первого среднего военно-транспортного самолета KC-390, построенного для зарубежного заказчика – ВВС Португалии. До сих пор такие машины, имеющие грузоподъемность до 26 т и возможность использования в качестве заправщиков, поставлялись только военно-воздушным силам Бразилии: первые две были введены в строй в сентябре и декабре 2019 года, третья и четвертая – в июне и декабре 2020-го, пятая – в декабре 2021-го. В распоряжении разработчика пока находится головной серийный KC-390 (№3900003), взлетевший в октябре 2018 года и заменивший на испытаниях первый из двух опытных экземпляров самолета (тот поднялся в воздух 3 февраля 2015-го, но был поврежден при посадке 5 мая 2018-го), позднее он также будет поставлен бразильским военным.

29 августа в китайской провинции Хубэй близ г. Цзинмэнь состоялся первый полет с воды модифицированного противопожарного турбовинтового самолета-амфибии AG600M. Машина является вторым летным экземпляром амфибии AG600 Jiaolong («Цзяолун», что можно перевести как «Водяной дракон»), спроектированной в НИИ специальной техники Китайской авиастроительной корпорации AVIC и строящейся на заводе компании Zhuhai Yanzhou Aircraft Corporation объединения China Aviation Industry General Aircraft (CAIGA) корпорации AVIC в Чжухае.

На открывшемся сегодня форуме «Армия-2022» Уральский завод гражданской авиации впервые представляет модель грузового варианта разрабатываемого им 44-местного турбовинтового регионального пассажирского самолета ТВРС-44. Транспортный ТВРС-44Т отличается от базовой пассажирской машины удлиненным фюзеляжем, в хвостовой части которого оборудован грузовой люк с рампой.

Китайские телеканалы на прошлой неделе распространили видеосюжеты о поступлении на вооружение ВВС НОАК новых самолетов-заправщиков Xian Y-20U (иногда называются YU-20). В частности, впервые были официально представлены кадры дозаправки от Y-20U двухместных многоцелевых истребителей Shenyang J-16 – китайских аналогов российских многофункциональных истребителей семейства Су-30, разработанных на базе строившихся там по лицензии Су-27СК (J-11).

2 августа 2022 года в Ульяновске впервые поднялся в воздух после продолжавшихся несколько лет работ по модернизации и переоборудованию пассажирский самолет Ту-204-300 №64039, следует из данных онлайн-сервиса flightradar24.com. С самого первого полета этого лайнера с заводского аэродрома «Авиастара» прошло почти ровно 17 лет – он состоялся 4 августа 2005 года. В том же месяце он был тогда поставлен в лизинг от ИФК авиакомпании «Владивосток авиа», в которой успешно летал до ноября 2013-го, после чего со следующего года, как и остальные пять Ту-204-300 этого прекратившего свою деятельность перевозчика, был поставлен на хранение в Ульяновске.

Новейший американский малозаметный стратегический бомбардировщик Northrop Grumman B-21 Raider будет публично представлен до конца этого года и совершит первый полет в 2023 году, заявил сенатор Майк Раундс после посещения в июле производственного предприятия в Палмдейле, штат Калифорния, где ведется сборка опытных образцов этого самолета.

29 июля 2022 года около 16.00 в аэропорту Жуковский совершил посадку сверхтяжелый транспортный самолет Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр» (RA-82079), на борту которого из Комсомольска-на-Амуре прибыл для статических испытаний в ЦАГИ опытный образец регионального пассажирского самолета SSJ-New – экземпляр с заводским номером (MSN) 97002.

Вчера ОАК опубликовала эффектный видеоролик о процессе покраски двух очередных «Суперджетов» для российских авиакомпаний, которая осуществляется на предприятии «Спектр-Авиа» в Ульяновске. Ливрею авиакомпании «Россия» и имя «Дзержинск» обрел SSJ100 с серийным номером (MSN) 95224 (совершил первый полет в Комсомольске-на-Амуре 17 марта этого года, на окраску в Ульяновск прибыл 1 июля). После завершения процедуры регистрации в госреестре гражданских воздушных судов он получит бортовой номер RA-89188 (пока используется временная регистрация реестра экспериментальных воздушных судов 97011).

Сегодня опубликована первая качественная фотография нового китайского палубного истребителя J-35, создаваемого Шэньянской авиастроительной корпорацией (SAC) на основе проходившего с 2012 года испытания малозаметного легкого истребителя пятого поколения, официально известного под названием FC-31. Достоверность этого фото пока подтвердить не представляется возможным, но исходя из факта, что в сети в последнее время появилось несколько посредственных снимков с испытаний J-35, вероятно, это уже не пресловутый «фотошоп» китайских поклонников авиации.

На самарском заводе «Авиакор» хотели бы освоить полный цикл производства нового 44-местного турбовинтового регионального самолета ТВРС-44 «Ладога», для четырех опытных образцов которого предприятие будет изготавливать фюзеляжи, рассказал ТАСС губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. «Мы уже победили [в конкурсе] по фюзеляжам, но в перспективе мы хотим в еще большей степени, практически целиком, производство этого самолета локализовать у нас», – сообщил губернатор.

«Есть очень хорошее взаимодействие с конструкторами, разработчиками, есть плотный контакт, поэтому я уверен, что этот проект будет активно развиваться и все задуманное в назначенные сроки реализуется», – отметил он.

Сегодня в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет очередного серийного самолета SSJ100, следует из данных сервиса flightradar24.com. Машина с серийным номером (MSN) 95227 стала седьмым новым «Суперджетом», поднявшимся в воздух с начала этого года, и в целом 227-м построенным самолетом SSJ100 (включая опытные экземпляры).

Открывшийся сегодня авиасалон в Фарнборо в этот раз не может похвастаться каким-то уж особым фейерверком авиационных премьер. Тем не менее совсем уж без новинок не обошлось. Так, сегодня выполнил свой первый демонстрационный полет на выставке новейший из семейства Boeing 737 – модель 737-10. Участие Boeing 737MAX10 в нынешнем авиасалоне в Фарнборо – его первый показ публике.

На этой неделе в авиастроительном подразделении индийской корпорации HAL в Насике прошла торжественная церемония «первой резки металла» титанового шпангоута фюзеляжа для многоцелевого среднего истребителя нового поколения AMCA – одного из основных силовых элементов конструкции будущего самолета. Тем самым фактически стартовало изготовление первого опытного образца AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft – «Перспективный средний боевой самолет»). 

Компания Bell вчера представила фотографии внешне практически готового первого летного образца перспективного разведывательно-ударного вертолета Bell 360 Invictus, участвующего в тендере Армии США по программе FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft). Победитель этого конкурса, вторым финалистом которого был выбран скоростной вертолет комбинированной схемы с соосными несущими винтами Sikorsky Raider X, станет преемником снятых в 2017 году с вооружения легких вертолетов наблюдения, разведки и непосредственной поддержки Bell OH-58D Kiowa, а также заменит в армейской авиации часть более тяжелых ударных Boeing AH-64 Apache.

Китай готовится к началу испытаний самолета, имеющего «решающее стратегическое и историческое значение», заявил на состоявшейся на этой неделе встрече с трудовым коллективом Китайского летно-испытательного центра CFTE в Яньляне (район Сианя в провинции Шэньси) его партийный лидер Гэ Хэпин. Об этом сообщило позавчера китайское издание Global Times, учрежденное главным «рупором» Компартии Китая – газетой «Жэньминь жибао». Гэ Хэпин призвал весь персонал предприятия «полностью осознать чрезвычайную важность выполнения этой миссии».

Вчера мы посмотрели на ситуацию на рынке пассажирских самолетов с турбовинтовыми двигателями. Сегодня – очередь реактивных «регионалов». На долю наших «Суперджетов» по итогам шести месяцев 2022 года пришлась примерно четверть (24%) всех новых самолетов подобного класса, полученных авиакомпаниями в мире. Таковых всего было 25 («Взлёт» традиционно засчитывает в число поставленных только те самолеты, которые фактически перелетели в рассматриваемый период на базу заказчика и ранее в коммерческой эксплуатации не находились, при этом официальные данные производителей могут несколько отличаться, поскольку учитывают сдачу «по документам», которая могла произойти еще в предыдущем календарном году).

Пока мы ожидаем возобновления летных испытаний прототипа Ил-114-300 и завершения сборки первого такого самолета российской постройки, а также изготовления первых опытных ТВРС-44 «Ладога» ежегодный серийный выпуск которых, согласно недавно принятой программе развития авиатранспортной отрасли, уже через 4 года должен достигнуть 12 и 25 машин соответственно, интересно посмотреть на ситуацию на мировом рынке турбовинтовых пассажирских лайнеров аналогичного класса.

Вчера SSJ100 с регистрационным номером RA-89007 выполнил первые после многолетнего перерыва пассажирские рейсы. По информации онлайн-сервиса flighradar24.com, полеты из Челябинска в Норильск и обратно были проведены на нем по расписанию авиакомпании «Ред Вингс». Этот самолет с серийным номером (MSN) 95015 был изготовлен в 2011 году и с января 2012 года в течение двух лет эксплуатировался «Аэрофлотом», после чего в соответствии с условиями лизингового контракта был возвращен производителю.

На прошлой неделе возобновились поставки китайских региональных пассажирских самолетов COMAC ARJ21-700, перерыв в которых продолжался с конца декабря прошлого года. Причиной столь длительной паузы стал «режим нулевой терпимости к ковиду» в КНР, из-за которого на территории страны вводились массовые ограничения и существенно нарушились логистические цепочки. Так, например, в Шанхае, где располагается одна из двух сборочных линий ARJ21, очередной локадун завершился только 1 июня.

Как известно, на протяжении нескольких лет широко заявлялось, что в ближайшие годы в серийное производство на авиазаводе в Воронеже будет запущен модифицированный широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер Ил-96-400М с удлиненным фюзеляжем, обеспечивающим увеличение пассажировместимости до 402 человек (или до 350 при наличии «бизнес-класса»). Его первый опытный образец с 2020 года находится на окончательной сборке на ВАСО.

Но опубликованной неделю назад Комплексной программой развития авиатранспортной отрасли России до 2030 года, предусматривается поставка авиакомпаниям в течение 2025–2030 годов только 12 самолетов Ил-96-300 (по две машины в год), а Ил-96-400М в ней не упоминается. О том, что это не просто вкравшаяся в документ «опечатка» в названии может свидетельствовать указанная вместимость – 237–300 человек.

Выходит, от Ил-96-400М решили отказаться? Или всё же «опечатка»?

Корпорация «Иркут» продолжает наращивать темпы летных испытаний самолета МС-21. Как сообщает портал «Авиация России», опубликовавший традиционный ежемесячный дайджест основных событий по программе МС-21, в июне 2022 года было выполнено 42 полета общей продолжительностью более 113 часов (данные получены на основе информации онлайн-сервиса flightradar24.com). Это в 2,6 раза больше, чем в мае этого года, когда МС-21 поднимались в воздух 16 раз (налет тогда составил около 43 часов).

Вчера вечером в Подмосковье состоялся первый полет по кругу новейшего представителя семейства легендарных «восьмерок» – офшорного вертолета Ми-171А3, предназначенного, в первую очередь, для обслуживания морских буровых платформ и проведения поисково-спасательных работ. В отличие от всех предыдущих вариантов Ми-8 и Ми-17 (Ми-171) машина имеет новый фюзеляж изменившихся обводов с широким использованием в конструкции композиционных материалов, топливные баки в грузовом полу кабины вместо привычных внешних боковых, другое шасси, систему аварийного приводнения с автоматической активацией баллонетов. Для обеспечения эксплуатации в любых погодных и географических условиях вертолет оснащается интегрированным пилотажно-навигационным комплексом со «стеклянной» кабиной и цифровым автопилотом.

Сегодня в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет очередного серийного реактивного регионального самолета SSJ100, следует из информации сервиса flightradar24.com. Машина с серийным номером (MSN) 95226 стала шестым новым «Суперджетом», поднявшимся в воздух с начала этого года, и в целом 226-м построенным самолетом SSJ100 (включая четыре опытных летных экземпляра и три образца для статических и ресурсных испытаний).

На днях Интерфакс сообщил, что Минпромторг России предлагает выделить 15,4 млрд руб. на восстановление летной годности 11 самолетов Ту-204/214, Ил-96 и Ан-124, принадлежащих ОАК, для последующей передачи их российским авиакомпаниям. Попробуем разобраться, о каких конкретно самолетах может идти речь.

Как стало известно «Взлёту», стартовым эксплуатантом модифицированных региональных пассажирских самолетов SSJ-New (RRJ-95NEW-100), оснащаемых отечественными двигателями ПД-8 и бортовыми системами российского производства, может стать дальневосточная авиакомпания «Аврора».

Вчера многие СМИ обошло заявление министра транспорта России Виталия Савельева о том, что Ту-214 может стать одним из основных типов самолетов в парке «Аэрофлота». Как известно, в связи с западными санкциями на поставку новых и поддержку эксплуатации имеющихся в гражданской авиации России авиалайнеров зарубежного производства, а также очевидной невозможностью полностью заменить их парк в ближайшие годы перспективными отечественными МС-21, массовые поставки которых в импортозамещенной версии вряд ли смогут начаться раньше середины текущего десятилетия, принято решение о существенном расширении серийного выпуска Ту-214.

Давно не было новостей о программе разработки российско-китайского дальнемагистрального широкофюзеляжного авиалайнера CR929. В принципе, это можно объяснить тем фактом, что штаб-квартира совместного предприятия находится в Шанхае, а в Китае в рамках борьбы с пандемией два последних года предпринимались беспрецедентные ограничительные меры, и, например, очередной локдаун в Шанхае закончился только 1 июня.

Сегодня, 15 июня, в Гамбурге совершил первый полет модифицированный авиалайнер Airbus A321XLR, обладающий самой большой дальностью из всех самолетов семейства A320neo, работающих на авиалиниях, и включающего, помимо рассчитанной на перевозку до 195 пассажиров базовой модели, удлиненный почти на 7 метров A321neo с числом мест до 240 и укороченный на 3,7 метра А319neo (до 160 кресел). Если стандартный A321neo летает на расстояние до 6500 км, то новый A321XLR сможет использоваться на маршрутах на треть длиннее: его дальность полета будет достигать 8700 км. Дальше из этого семейства могут летать только специализированные корпоративные и VIP-версии серии ACJ (Airbus Corporate Jets), рассчитанные на перевозку с особым комфортом, как правило, не более 8–25 человек.

Прошел уже целый год, как компания Boeing приостановила поставки заказчикам своих знаменитых «Лайнеров мечты» – Boeing 787 Dreamliner.

Прошлой весной стало известно, что в процессе контроля качества сборки новых «Дримлайнеров» были обнаружены нарушения культуры производства. И пусть выявленные недостатки казались не столь существенными (речь, в частности, шла о неких микроскопических зазорах в композитной обшивке вблизи проемов дверей), а никаких происшествий в связи с этим не было, Федеральная авиационная администрация США на фоне недавнего скандала с 737МАХ решила проявить принципиальность. По требованию FAA в мае 2021 года сдача всех новых «Лайнеров мечты» была приостановлена до устранения выявленных замечаний и в целом реорганизации системы управления качеством выпускаемой продукции.

1. МС-21-300 сертифицирован

1 FDSC 6169

28 декабря 2021 г. Федеральное агентство воздушного транспорта России (Росавиация) выдало корпорации «Иркут» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех») сертификат типа на новейший российский среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-300, что позволяет начать его коммерческую эксплуатацию в авиакомпаниях. Ожидается, что первые серийные МС-21-300 смогут поступить в авиакомпанию «Россия» во второй половине нынешнего года. К этому времени планируется оформить одобрение главного изменения к сертификату типа, предусматривающее использование в конструкции крыла самолета отечественных композиционных материалов (первый серийный МС-21-300 с таким крылом взлетел в Иркутске 25 декабря 2021 г.), а также выполнить ряд дополнительных сертификационных программ по расширению условий эксплуатации авиалайнера.

30 ноября 2021 г. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало холдингу «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех» сертификат типа на новый гражданский вертолет Ка-62. Документ формально позволяет начать поставки вертолета на российский рынок. Программа летных испытаний Ка-62 проводилась с 2017 г., в ней принимали участие три опытных летных образца, на которых было выполнено 434 полета общей продолжительностью около 700 ч.

Три десятилетия назад Китайская Народная Республика стала первым государством дальнего зарубежья, получившим в свое распоряжение российские истребители четвертого поколения семейства Су-27. В период 1992–2002 гг. сюда было поставлено в общей сложности 76 самолетов Су-27СК и Су-27УБК, а в 2000–2004 гг. – еще сотня двухместных многоцелевых истребителей Су-30МКК и Су-30МК2. Кроме того, ровно четверть века назад, 6 декабря 1996 г., был заключен контракт по передаче КНР лицензии на выпуск на заводе в Шэньяне 200 одноместных самолетов Су-27СК. Первые такие истребители, получившие в КНР обозначение J-11, были собраны из комплектов, поставляемых авиазаводом в Комсомольске-на-Амуре в 1998 г. Однако лицензионный контракт полностью реализован не был: получив половину из предусмотренных имевшимся соглашением самолето-комплектов, КНР предпочла дальше строить эти истребители самостоятельно, постепенно внедряя на них разработки собственной авиапромышленности. В результате появился целый ряд китайских версий российского истребителя: модернизированный одноместный J-11B, палубный J-15, двухместный многоцелевой J-16 с силовой установкой, бортовым оборудованием и вооружением китайской разработки. У каждой из этих базовых моделей были еще свои модификации.

Вторым гражданским самолетом, который демонстрировала в этом году наша страна на статической стоянке авиасалона в Дубае, стал новый бизнес-джет на базе регионального авиалайнера SSJ100. Впервые эту машину, носящую пока временный бортовой номер 97009 (ее заводской номер – MSN 95173), показали летом на МАКС-2021, а в Дубае она впервые выступила под новым именем Aurus Business Jet. Теперь бренд Aurus объединяет не только новый российский представительский автомобиль и вертолет «Ансат» с VIP-салоном, но и самолет (ранее бизнес-джеты на базе Superjet 100 именовались SBJ) – все они вошли в состав российской экспозиции Dubai Airshow 2021.

Вот уже полтора десятилетия ни один авиасалон в Дубае не обходится без самого большого в мире пассажирского авиалайнера Airbus A380 – своего рода «визитной карточки» дубайской авиакомпании Emirates, ставшей его крупнейшим оператором. Не стал исключением и нынешний Dubai Airshow 2021, в открытии летной программы которого принял участие А380-861 с регистрационным номером A6-EEU в специальной яркой окраске, рекламирующей проводимую с октября этого года по март следующего всемирную выставку Dubai Expo. В настоящее время регулярные пассажирские перевозки выполняют около 70 из 249 поставленным заказчикам А380 (из них полсотни сейчас работают на рейсах Emirates), еще около 170 законсервированы из-за отсутствия потребностей в столь больших провозных емкостях и немалых затрат на эксплуатацию этих огромных четырехдвигательных лайнеров в нынешней «пандемийной» ситуации на рынке, а несколько бортов уже списано. С начала кризиса авиаперевозок весной прошлого года А380 не выполняют полеты в компаниях Air France, Asiana, Etihad, Lufthansa, Malaysia Airlines, Qantas, Thai Airways, и, вероятно, некоторые из этих перевозчиков больше не вернутся к их эксплуатации. В начале этого года в Тулузе были собраны и облетаны два последних серийных А380 – сейчас они проходят в Гамбурге заключительные операции по подготовке к передаче в Emirates, и на этом программа производства и поставок А380 будет считаться завершенной.

Дебютантом международной аэрокосмической выставки в Дубае в этом году стал первый летный образец Boeing 777-9 – широкофюзеляжного дальнемагистрального авиалайнера, разработанного в рамках программы создания модернизированного семейства Boeing 777X, на которое американская компания делает серьезную ставку в борьбе за отвоевание у своего европейского конкурента доли мирового рынка самолетов подобного класса. Модель 777-9, называемая самым крупным двухдвигательным авиалайнером в мире и способная перевозить при двухклассной компоновке салона до 426 пассажиров на расстояние до 13 500 км, должна прийти на смену выпускаемым в настоящее время Boeing 777-300ER (396 мест в двух классах). В дальнейшем планируется создать также укороченную на 4 м модификацию 777-8 (384 кресел) с увеличенной до 16 200 км дальностью полета, которая сможет стать преемником Boeing 777-200LR, а также грузовой Boeing 777XF. Впрочем, решение о старте программы нового «грузовика» на замену пользующемуся спросом на рынке Boeing 777F пока еще не принято, нет однозначной уверенности и в реализации проекта Boeing 777-8. Да и ожидаемые сроки ввода в эксплуатацию базовой модернизированной версии Boeing 777-9 значительно отстают от изначально планировавшихся: когда эта программа официально стартовала восемь лет назад (это состоялось здесь же, на авиасалоне в Дубае в ноябре 2013 г.), заявлялось, что летные испытания нового лайнера смогут начаться уже в 2017 г., а первые поставки в авиакомпании  – в 2020-м. По факту же прототип Boeing 777-9 взлетел только в январе прошлого года, а завершение сертификации теперь ждут не ранее второй половины 2023 г. Это связывают не столько с общим кризисом в отрасли на фоне пандемии, сколько с проблемами у самой компании-разработчика, обострившимися после двух катастроф Boeing 737МАХ в октябре 2018 и марте 2019 гг.

В нынешнем авиасалоне в Дубае после многолетнего перерыва в публичных показах, вновь принял участие первый в мире коммерческий конвертоплан AW609, продвигаемый на рынок итальянской компанией Leonardo (до 2016 г. – AgustaWestland). Разработка этой машины, в целом повторявшей схему и размерность экспериментального конвертоплана Bell XV-15 образца 1977 г., была начата американскими компаниями Bell и Boeing в 1996 г. Спустя два года Boeing покинул проект, а его место заняла итальянская Agusta, после чего машина получила название Bell Agusta BA609. Совместными усилиями американских и итальянских инженеров было выполнено проектирование и построены первые опытные образцы. Прототип AC1 (N609TR), собранный в США, поднялся в воздух в Арлингтоне, штат Техас, 6 марта 2003 г. Второй опытный конвертоплан, AC2 (N609AG), собирался в Италии и взлетел там 9 ноября 2006 г., а в июне следующего года был впервые представлен в летной программе авиасалоне в Ле-Бурже, где сообщалось, что сертификация машины и начало поставок намечаются на 2011 г. (незадолго до начала летных испытаний это предполагалось сделать еще в 2007 г.). Но сроки опять сдвинулись. В ноябре 2011 г. для ускорения работ по проекту AgustaWestland завершила процесс покупки прав на машину у Bell Helicopter Textron, после чего конвертоплан получил свое нынешнее название AW609, при этом американские партнеры остались основными подрядчиками по его производству и сертификации.

2 ноября 2021 г. на базе летно-испытательного комплекса Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов» в подмосковном Томилино впервые поднялся в воздух первый вертолет Ка-226Т, построенный в модернизированном варианте 226.54 на Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга «Вертолеты России». В отличие от предыдущих Ка-226Т, выпускавшихся Кумертауским авиационным производственным предприятием, он имеет измененную конструкцию планера с улучшенной аэродинамикой. Фюзеляж изготовлен с применением современных облегченных материалов. Обновлена несущая система – колонка несущего винта, лопасти и главный редуктор.

Авиасалон Dubai Airshow 2021, прошедший с 14 по 18 ноября этого года в дубайском аэропорту Аль-Мактум, стал местом международной премьеры новой модификации перспективного российского среднемагистрального авиалайнера МС-21 – самолета МС-21-310, оснащенного сертифицированными в октябре 2018 г. российскими двигателями ПД-14 разработки Объединенной двигателестроительной корпорации. Напомним, первые четыре летных экземпляра МС‑21 были изготовлены в 2017–2019 гг. в варианте МС‑21‑300 с двигателями PW1431G-­JM компании Pratt & Whitney и проходят в настоящее время в Жуковском сертификационные испытания, которые должны завершиться до конца этого года. Такую же силовую установку получат первые серийные самолеты, поставки которых заказчикам планируется начать в 2022 г.

Главным российским экспонатом в области военной авиации на Dubai Airshow 2021, без сомнения, стал демонстрационный образец перспективного однодвигательного истребителя пятого поколения – легкого тактического самолета (ЛТС) Checkmate. К его разработке компания «Сухой» (входит в Объединенную авиастроительную корпорации «Ростеха») приступила только в начале прошлого года, а уже к нынешнему лету был изготовлен полномасштабный прототип-демонстратор, презентованный в июле на авиасалоне МАКС-2021.  И вот теперь он дебютировал на международной арене.

9 ноября 2011 г. в Кумертау, на базе летно-испытательного комплекса Кумертауского авиационного производственного предприятия холдинга «Вертолеты России», впервые поднялся в воздух и прошел первые испытания в режиме висения модернизированный пожарный вертолет Ка-32А11М. Программа модернизации предусматривает оснащение вертолета «стеклянной» кабиной, более мощными двигателями ВК-2500ПС-02 и новой системой пожаротушения. Ожидается, что двигатели ВК-2500ПС-02 существенно улучшат летные характеристики машины в жарких и горных условиях. По расчетам конструкторов, грузоподъемность вертолета в таких условиях должна возрасти примерно на 1600 кг.

Этот китайский самолет пока нельзя увидеть на авиасалоне в Чжухае. По нему практически нет никакой официальной информации и даже более или менее качественных снимков от вездесущих китайских авиационных фотографов. Тем не менее летные испытания проходят уже два его опытных образца, что подтверждают размещенные в октябре этого года сервисом Google Earth космические снимки территории аэродрома в Сиане, где располагается авиастроительная корпорация XAC. Речь о китайском палубном самолете дальнего радиолокационного обнаружения и управления KJ-600, который, как ожидается, в середине нынешнего десятилетия сможет войти в состав авиагруппы нового китайского авианосца проекта 003, строящегося сейчас на верфи в Шанхае. Попробуем разобраться, что представляет из себя эта новая разработка китайских авиаконструкторов, которую при беглом взгляде на имеющиеся пока весьма слабые по качеству фотографии нетрудно принять за американский E-2C Hawkeye.

Дебютантом авиасалона МАКС­-2021 стал опытный самолет МС-­21­-310, прибывший в Жуковский с окраски в Ульяновске менее чем за две недели до начала выставки, 7 июля, а до этого совершивший туда дальний перелет с завода­изготовителя в Иркутске. Это пятый летный образец среднемагистрального пассажирского авиалайнера нового поколения МС­-21 и первый, маршевая силовая установка которого состоит из новейших двигателей отечественного производства ПД­-14, сертифицированных Росавиацией в октябре 2018 г.

Пожалуй, главной и наиболее интригующей премьерой прошедшего нынешним летом авиасалона МАКС-2021 стал дебютный показ прототипа-демонстратора легкого однодвигательного истребителя пятого поколения, инициативно создаваемого компанией «Сухой» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию госкорпорации «Ростех»). Презентации машины, у которой пока еще нет утвержденного «официального» названия, начинающегося знаменитой маркой «Су», и именуемой пока просто «Легким тактическим самолетом» (ЛТС), предшествовала захватывающая маркетинговая кампания с серией видеороликов, публиковавшихся в специально созданном разделе веб-сайта ОАК и соцсетях, но интрига сохранялась до самого последнего момента: даже несмотря на появившиеся накануне первого показа утечки от вездесущих фотографов, детали облика перспективного истребителя удалось до последнего сохранять в секрете. Днем 20 июля, сразу после открытия МАКС-2021, самолет, представлявшийся под англоязычным маркетинговым именем Checkmate («Шах и мат»), был продемонстрирован Президенту России Владимиру Путину, а вечером состоялся его первый показ журналистам. По центру специально возведенного павильона, оснащенного четырьмя огромными зеркальными экранами для воспроизведения презентационного ролика, самыми современными системами звука и света, располагался сам главный герой события. В ходе мероприятия стало известно, что прототип ЛТС спроектирован и построен в рекордные для нашей авиапромышленности сроки – всего немногим больше, чем за год, а подняться в воздух он сможет уже в 2023 г. Были озвучены основные характеристики самолета и ожидаемые преимущества перед зарубежными конкурентами, которые, как полагают разработчики, позволят ему добиться успеха на мировом рынке.

4 октября 2021 г. в Ульяновске поднялся в первый полет очередной серийный тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А (№0207). Он стал второй новой машиной, облетанной в этом году Ульяновске, и второй, собранной с использованием новой поточной линии сборки, недавно введенной в строй на ульяновском заводе «Авиастар» (ныне является филиалом ПАО «Ил»). Первым с новой линии ранее в этом году сошел Ил-76МД-90А №0206, поднявшийся в воздух 10 июня. Он был передан заказчику 8 сентября 2021 г. Как сообщили тогда в ОАК, самолет поступил в авиаполк Военно-транспортной авиации, базирующийся в Ульяновске.

Еще одним дебютантом авиасалона МАКС-2021 стал первый опытный образец модернизированного турбовинтового регионального самолета Ил-114-300, проходивший летные испытания в Жуковском с декабря прошлого года. Он изготовлен на базе серийного Ил-114, выпущенного еще в 1994 г., но оснащается новыми двигателями ТВ7-117СТ-01 и усовершенствованным комплексом авионики. На авиасалоне первый Ил-114-300 можно было увидеть как на статической стоянке, так и в полете – практически ежедневно он исполнял эффектный комплекс летного показа.

Еще одним дебютантом МАКС-2021 стал первый опытный образец нового легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий ЛМС-­901 «Байкал», разработку которого в рамках госконтракта с Министерством промышленности и торговли России ведет компания «Байкал-Инжиниринг» – дочернее предприятие Уральского завода гражданcкой авиации (УЗГА). Работы по постройке первого экземпляра «Байкала» проводились на базе Московского авиационного института (национального исследовательского университета), причем инженеры и научные сотрудники, преподаватели и студенты вуза активно участвовали в разработке рабочей конструкторской документации, создании математических моделей, проведении натурных экспериментов и изготовлении планера самолета. Его сборка завершилась накануне открытия авиасалона.

Разработка, серийный выпуск и сервисное обслуживание отечественной вертолетной техники сосредоточено во входящем в госкорпорацию «Ростех» холдинге «Вертолеты России», организованном в результате проводившегося в соответствии с Указом Президента России от 29 ноября 2004 г. реформирования отрасли отечественного вертолетостроения и объединившем все основные конструкторские и производственные вертолетостроительные активы страны. Продолжением интеграционных процессов стало объявленное осенью 2019 г. создание в структуре холдинга объединенного Национального центра вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова (НЦВ «Миль и Камов»), при этом декларировалась приверженность сохранению обеих конструкторских школ и исторических марок российских вертолетов «Ми» и «Ка».

27 апреля 2021 г. парк гражданской авиации России пополнился сразу тремя новыми региональными самолетами SSJ100: в базовый аэропорт авиакомпании «Ред Вингс» из Центра поставок филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» в Жуковском перелетели одна за одной машины с бортовыми номерами RA-89141, RA-89144 и RA-89143. В последних числах месяца все они приступили к выполнению регулярных пассажирских рейсов на маршрутах «Ред Вингс», которая в ближайшие годы может стать одним из крупнейших операторов «Суперджетов».

Эта «тройная» поставка стала своего рода подарком к 10-летию с начала коммерческой эксплуатации самолетов SSJ100. Напомним, первый регулярный пассажирский рейс на головном серийном самолете с заводским №95007 состоялся 21 апреля 2011 г. из ереванского аэропорта Звартноц в московское Шереметьево. И пусть авиакомпании «Армавиа», ставшей стартовым оператором SSJ100, пришлось уйти с рынка весной 2013 г., ее вклад в освоение регулярных полетов на новом российском региональном лайнере нельзя недооценивать: ей первой пришлось столкнуться с неизбежными для любого нового самолета трудностями начального этапа эксплуатации, при этом в первые же месяцы коммерческих полетов она смогла продемонстрировать весьма высокие показатели месячного налета, в т.ч. на довольно длительных международных рейсах. Спустя два месяца, 16 июня 2011 г., с первого полета из Шереметьево в Пулково, началась и коммерческая эксплуатация SSJ100 в «Аэрофлоте».

Как сообщили 14 мая 2021 г. в корпорации «Иркут», на Иркутский авиационный завод, являющийся филиалом корпорации, доставлена первая консоль крыла самолета МС-21-300, изготовленная из российских композиционных материалов. «Консоль будет установлена на самолет МС-21-300, предназначенный для поставки первому заказчику. Ранее на этот самолет был установлен центроплан, также изготовленный из отечественных композитов», – говорится в пресс-релизе компании.

9 апреля 2021 г. на предприятии южнокорейской авиастроительной компании Korea Aerospace Industries (KAI) в Сачхоне состоялась торжественная церемония выкатки первого опытного образца истребителя, создаваемого по программе KF-X. В ходе мероприятия было объявлено, что самолету присвоено название KF-21 Boramae (что читается «Порамэ» и можно перевести с корейского как «молодой сокол»). Внешне он напоминает другие уже летающие или еще только разрабатываемые в ряде стран истребители пятого поколения, но, не имея внутренних отсеков вооружения и некоторых других характерных особенностей подобных самолетов, все же до него несколько не дотягивает: в самой Корее принято относить KF-X к «промежуточному» поколению «4,5» (или «4+»). Считается, что он заменит в южнокорейских ВВС устаревшие американские F-5E/F и F-4E, а затем, возможно, и часть F-16C/D, и будет эксплуатироваться в них наряду с более «продвинутыми» F-35A (поступают на вооружение Республики Корея с 2019 г.) и тяжелыми F-15K. Первый полет KF-21 ожидается следующим летом, а к серийному производству и поставкам планируется приступить в 2026 г.

Как сообщили в апреле 2021 г. в Министерстве промышленности и торговли России, компания «Байкал-Инжиниринг» завершила изготовление планера первого опытного образца нового легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий ЛМС-901 «Байкал». В рамках госконтракта с Минпромторгом также была выполнена разработка эскизно-технического проекта и рабочей конструкторской документации. Работы по постройке первого опытного образца ЛМС-901 проводились на базе Московского авиационного института (национального исследовательского университета).

В начале апреля 2021 г. среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения МС-21-300 успешно завершил программу сертификационных испытаний в условиях естественного обледенения. Они проводились на Севере России с базированием машины в аэропорту Архангельска. В испытаниях задействовался первый летный экземпляр МС-21-300 (бортовой №73051), прибывший для этого в Архангельск из подмосковного Жуковского 24 марта 2021 г. Для фиксирования работы самолета в зонах обледенения на нем было установлено специальное оборудование, в т.ч. 12 видеокамер.

15-й ежегодный обзор «Взлёта» об итогах работы российского авиастроения в области производства и поставок новых пассажирских и транспортных самолетов посвящен году, ставшему одним из самых тяжелых для всей мировой авиационной отрасли. Пандемия коронавирусной инфекции не только практически парализовала работу воздушного транспорта, но и оказала самое пагубное влияние на производителей пассажирских самолетов: авиакомпании стали откладывать или вовсе отменять поставки уже заказанных новых авиалайнеров, а санитарные и карантинные ограничения нарушили график работы предприятий промышленности. Несмотря на это, российскому авиапрому при некотором сокращении объема производства (из-за снижения выпуска самолетов SSJ100) удалось даже нарастить, по сравнению с предыдущим «доковидным» 2019 г.,     поставки самолетов заказчикам.

1. Первый полет МС-21-310 с ПД-14

1 A09I4323

15 декабря 2020 г. на аэродроме Иркутского авиационного завода корпорации «Иркут» (в составе ОАК госкорпорации «Ростех») состоялся первый полет самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14. Это пятый летный образец среднемагистрального пассажирского авиалайнера нового поколения МС-21 и первый, маршевая силовая установка которого состоит из новейших двигателей отечественного производства ПД-14, сертифицированных Росавиацией в октябре 2018 г. Первые четыре летных экземпляра МС-21 изготовлены в варианте МС-21-300 с двигателями PW1431G-JM и проходят в настоящее время сертификационные испытания. На Иркутском авиазаводе уже ведется сборка первых серийных МС-21-300 для поставки в группу «Аэрофлот». Сертификационные испытания модификации МС-21-310 с ПД-14 планируется завершить в 2022 г.

Выкатка со сборки и начало летных испытаний разрабатываемого американской компанией Northrop Grumman перспективного малозаметного стратегического бомбардировщика B-21 Raider откладываются примерно на полгода. Раньше ВВС США заявляли, что первый прототип самолета сможет подняться в воздух уже в декабре 2021 г., но, как заявил в январе в интервью журналу Air Force Magazine начальник Управления оперативного внедрения передовых технологий ВВС США (Air Force Rapid Capabilities Office) Рэндалл Уолден, сегодня можно рассчитывать, что выкатка первого B-21 состоится в начале 2022 г., а его первый полет – в середине следующего года. По его словам, самолет еще не поступил на окончательную сборку, но уже «действительно начинает выглядеть как бомбардировщик».

25 декабря 2020 г. в Государственный летно-испытательный центр им. В.П. Чкалова Министерства обороны России в Ахтубинске с Комсомольского-на-Амуре авиационного завода компании «Сухой» прибыл серийный истребитель Су-57, несущий на своем фюзеляже бортовой номер 01 и символику ГЛИЦ. Тем самым стартовали серийные поставки новейших истребителей пятого поколения Воздушно-космическим силам России.

15 декабря 2020 г. на аэродроме Иркутского авиационного завода (филиал корпорации «Иркут», входящей в состав Объединенной авиастроительной корпорации госкорпорации «Ростех») состоялся первый полет самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14. Это пятый летный образец среднемагистрального пассажирского авиалайнера нового поколения МС-21 и первый, маршевая силовая установка которого состоит из новейших двигателей отечественного производства ПД-14, сертифицированных Росавиацией в октябре 2018 г. Первые четыре летных экземпляра МС-21 изготовлены в варианте МС-21-300 с двигателями PW1431G-JM компании Pratt & Whitney и проходят в настоящее время сертификационные испытания, которые должны завершиться в 2021 г. На Иркутском авиазаводе уже ведется сборка первых серийных МС-21-300, к поставкам которых в группу «Аэрофлот» планируется приступить в конце 2021 г. после получения сертификата типа. Сертификационные испытания модификации МС-21-310 с ПД-14, в которых предполагается задействовать два опытных самолета, должны завершиться в 2022 г., после чего подобные авиалайнеры также смогут начать поступать к заказчикам.

16 декабря 2020 г. на аэродроме в Жуковском совершил первый полет прототип турбовинтового пассажирского регионального самолета Ил-114-300, разработанного Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина (головное предприятие Дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации в составе госкорпорации «Ростех») и готовящегося к серийному производству на Луховицком авиационном заводе им. П.А. Воронина РСК «МиГ» в широкой кооперации предприятий ОАК. Полет выполнил экипаж в составе шеф-пилота ПАО «Ил» летчика-испытателя 1-го класса Героя России Николая Куимова, летчика-испытателя 1-го класса Дмитрия Комарова и бортового инженера-испытателя 1-го класса Олега Грязева. Полетное задание предусматривало проверки режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолета, а также функционирования его систем. В связи со сложными метеоусловиями (низкая облачность), полет был коротким и выполнялся на малых высотах, без входа в облака и без уборки шасси.

Воронежское акционерное самолетостроительное общество (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) ускоряет работы по постройке двух следующих летных образцов перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Соответствующий контракт с Минобороны России был заключен в ходе форума «Армия-2020» в конце августа этого года. Как заявил журналистам во время посещения ВАСО в начале октября 2020 г. министр промышленности и торговли Денис Мантуров, «мы должны до конца следующего года передать дополнительно Министерству обороны два образца для последующих государственных испытаний, и при их завершении рассчитываем уже с 2023 г. начать поставлять Министерству обороны первые серийные машины».

Как сообщили 25 августа 2020 г. в Объединенной авиастроительной корпорации, на входящем в состав Дивизиона транспортной авиации ОАК ульяновском АО «Авиастар-СП» завершилась автоматизированная стыковка первого фюзеляжа тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А по бесстапельной технологии на новой поточной линии сборки. Фюзеляж был выгружен из станции стыковки отсеков и заложен в следующую, где производится монтаж трубопроводных систем.

В августе 2020 г., накануне открытия международного военно-технического форума «Армия-2020», на аэродроме Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева (входит Объединенную авиастроительную корпорацию ГК «Ростех») начались летные испытания первого глубоко модернизированного стратегического ракетоносца Ту-95МСМ. Первый полет самолета после завершения работ по модернизации состоялся в Таганроге 8 августа. Как сообщили в ОАК, «самолет пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Жуковской летно-испытательной и доводочной базы – филиала ПАО «Туполев» Андрея Воропаева. Полет прошел в штатном режиме, на высоте 9000 м, длился 2 ч 33 мин, системы и оборудование работали без замечаний».

12 августа 2020 г. министр обороны России Сергей Шойгу посетил с рабочим визитом Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина компании «Сухой» (входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации «Ростеха»). В сопровождении генерального директора ОАК Юрия Слюсаря и генерального директора компании «Сухой» Ильи Тарасенко он проинспектировал выполнение гособоронзаказа на предприятии и провел совещание, в ходе которого обсуждалась реализация программы серийного выпуска на КнААЗ истребителей пятого поколения Су-57 для поставок ВКС России.

Министерство обороны России до конца этого года подпишет два госконтракта на поставку 46 самолетов Су-30СМ2 и Як-130. Об этом сообщил министр обороны генерал армии Сергей Шойгу на совещании с представителями оборонно-промышленного комплекса в Иркутской области после посещения 12 августа 2020 г. Иркутского авиационного завода. «Мы приняли решение и подпишем в этом году дополнительно к имеющимся два государственных контракта на сумму более 100 млрд руб., по которым будут построены 21 истребитель Су-30СМ2 и 25 учебно-боевых самолетов Як-130», – цитирует слова Сергея Шойгу Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны.

Нынешним летом успешно завершились летные испытания очередной версии знаменитого армейского боевого вертолета Ми-24 – модернизированного Ми-35П, оснащаемого существенно обновленным комплексом бортового оборудования и расширенной номенклатурой вооружения. В августе утверждена серийная конструкторская документация на модернизированный Ми-35П, и он признан готовым к запуску в серийное производство на Ростовском вертолетном заводе (ПАО «Роствертол»).

Как сообщила 10 августа 2020 г. пресс-служба холдинга «Вертолеты России», на аэродроме Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина (г. Арсеньев, Приморский край) состоялся первый полет опытного образца модернизированного боевого вертолета Ка-52М.

Модернизированный тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2В в настоящее время проходит совместные летные испытания и будет готов к серийному производству на заводе «Роствертол» в начале 2021 г., заявил в июле РИА Новости генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский. «Наша задача сегодня – завершить испытания Ми-26Т2В по заключенному контракту с Минобороны, чтобы в первом полугодии следующего года получить литеру О1 (начало серийного производства)», – процитировало агентство слова главы холдинга 23 июля 2020 г.

14 июля 2020 г. в Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России в Ейске прибыл первый из заказанных Министерством обороны РФ многоцелевых реактивных самолетов-амфибий Бе-200. Он построен Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г.М. Бериева (входит в дивизион транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации), став седьмым серийным Бе-200ЧС таганрогского производства – первые шесть машин в течение 2017–2019 гг. были поставлены авиации МЧС России. Планируется, что до конца года бериевцы завершат сборку еще двух амфибий для военных моряков.

Несмотря на объективные сложности, вызванные разразившейся в начале этого года пандемией коронавирусной инфекции, корпорация «Иркут» успешно двигается вперед по программе сертификационных испытаний новейшего среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21-300, рассчитанного на перевозку до 211 пассажиров на расстояние до 6000 км. В настоящее время в них участвует четыре летных образца самолета.

Как сообщили 22 июля 2020 г. в холдинге «Вертолеты России», на базе летно-испытательного центра Национального центра вертолетостроения им. М.Л.Миля и Н.И.Камова в подмосковном Томилино состоялся первый полет модифицированного военно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ-ВН, предназначенного для высадки и огневой поддержки десантов, а также проведения специальных операций. Для этого машина оснащается новым оборудованием, усиленным вооружением и защитой.

В ближайшие месяцы авиалайнеры Superjet 100, выпускаемые филиалом «Региональные самолеты» корпорации «Иркут», могут приступить к полетам сразу в несколько отечественных авиакомпаниях, в настоящее время их не эксплуатирующих. Первой из них должна стать компания «Ред вингс», чей парк сейчас состоит из 11 среднемагистральных Airbus A321 и четырех А320 (регулярная эксплуатация самолетов Ту-204 этим перевозчиком продолжалась до осени 2018 г.). О намерении сделать «Ред вингс» одним из крупнейших операторов отечественных пассажирских самолетов SSJ100 и МС-21 было объявлено во время совещания по вопросам поддержки авиационной промышленности и авиаперевозок, проведенного Президентом России Владимиром Путиным 13 мая 2020 г. Как пояснил спустя несколько дней в интервью телеканалу «Россия-24» вице-премьер Юрий Борисов, «до 2024 г. эта компания должна приобрести до 60 самолетов SSJ100 и 16 самолетов МС-21». При этом он отметил, что в «Ред вингс» будет отработана новая модель организации сервиса и ремонта самолетов, а для поддержки ее как оператора отечественной авиатехники будут предусмотрены определенные преференции – «субсидирование лизинговых платежей, субсидирование стоимости летного часа, субсидирование стоимости билетов на Дальний Восток и в Сибирь».

Редко когда в соревновании, в котором принимают участие два в целом равных по силе и потенциальным возможностям игрока, один из них проигрывает с разгромным счетом. Но именно так произошло в очередном раунде «трансатлантической битвы» мировых авиастроительных гигантов – американского Boeing и европейского Airbus. По итогам 2019 г. европейцы на голову превзошли своих американских конкурентов, поставив заказчикам 863 авиалайнера против 380 у  Boeing и заключив новых контрактов на 1131 самолет (у соперника – всего на 246). К началу 2020 г. Airbus сформировал портфель заказов в размере 7482 авиалайнеров, тогда как у Boeing он оказался почти на 28% меньше – 5406 самолетов. Причины этого понятны: пожалуй, впервые за многие годы своей истории Boeing попал в беспрецедентную ситуацию, связанную с приостановкой эксплуатации и новых поставок своих самолетов самой продаваемой модели 737МАХ. Их производство тем не менее продолжалось до конца прошлого года, в результате чего на стоянках компании скопилось почти четыре сотни построенных, облетанных, но так и не поставленных самолетов. Ситуация для американского производителя еще более усугубилась в нынешнем году, когда из-за пандемии коронавируса в мире катастрофически упали авиаперевозки, а, следовательно, и потребности авиакомпаний в новых воздушных судах, в первую очерпедь в широкофюзеляжных. Нынешний кризис серьезно ударил и по бизнесу Airbus, но его влияние на  Boeing, который до сих пор пока так и не смог вернуть в небо свои 737МАХ, и вовсе может оказаться фатальным.

16 июля 2020 г. госкорпорация «Ростех» распространила пресс-релиз о начале сертификационных испытаний модернизированного навигационного комплекса для широкофюзеляжных авиалайнеров семейства Ил-96. Они проводятся на борту принадлежащей Авиационному комплексу им. С.В. Ильюшина летающей лаборатории Ил-96-300 (№96007).

Как сообщили 25 июня 2020 г. в Объединенной авиастроительной корпорации, входящий в Дивизион транспортной авиации ОАК Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева продолжает предварительные (заводские) испытания самолета Ан-140-100, модифицированного на предприятии в вариант для картографической аэросъемки местности. На нем установлены цифровые аэрофотокамеры для плановой и перспективной съемки, топографический лазерный сканер и другое специальное оборудование, организованы рабочие места операторов и проведены необходимые доработки конструкции. «Ан-140-100, модернизированный в вариант картографической аэросъемки, сможет проводить фотосъемку местности с высоким разрешением. Качество получаемых изображений обеспечит широкое применение полученных данных в различных сферах деятельности. Исходные аэросъемочные материалы в дальнейшем могут быть использованы для создания электронных и цифровых карт, пространственных и трехмерных моделей поверхности и дна водоемов, планов шельфа и внутренних водоемов», – говорится в пресс-релизе ОАК.

Луховицкий авиационный завод им. П.А. Воронина Российской самолетостроительной корпорации «МиГ», до сих пор специализировавшийся на выпуске самолетов-истребителей, готовится к освоению сборки модернизированных 68-местных турбовинтовых региональных пассажирских самолетов Ил-114-300 из агрегатов российского производства, поставляемых другими предприятия Объединенной авиастроительной корпорации. Как известно, до 2012 г. серийный выпуск Ил-114 осуществлялся на авиационном заводе в Ташкенте (Республика Узбекистан), но в мае 2016 г. было принято решение об организации производства самолетов этого типа (в модернизированной версии Ил-114-300) на территории России. В декабре 2016 г. и феврале 2017 г. с Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина и РСК «МиГ» были заключены контракты на проведение опытно-конструкторских работ и подготовку серийного производства Ил-114-300.

Мировое лидерство по объемам производства и поставок реактивных региональных пассажирских самолетов уже немало лет занимает бразильская компания Embraer. Правда, в последние годы количество переданных заказчикам лайнеров EJets продолжает постепенно снижаться.

В начале марта этого года ведущее отечественное предприятие по разработке авиационных бортовых радиолокационных станций, систем управления вооружением истребителей и зенитных ракетных комплексов войсковой ПВО – Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова (входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей») – отмечает свое 65‑летие. Мировое признание коллективу, основанному весной 1955 г. одним из родоначальников отечественной радиолокации Виктором Васильевичем Тихомировым, принесли войсковые ЗРК серии «Куб» («Квадрат») и «Бук» и ряд инновационных разработок в области авиационной радиолокации с электронным сканированием луча, включая первую в мире самолетную БРЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) системы управления вооружением «Заслон» для истребителя-перехватчика МиГ‑31. Параллельно, на протяжении уже почти полувека, на предприятии развивались БРЛС для истребителя Су‑27 и его многочисленных модификаций. На рубеже нового тысячелетия была разработана и передана в серийное производство РЛСУ с ФАР «Барс», которой оснащаются сверхманевренные многофункциональные истребители серии Су‑30МКИ различных вариантов и Су‑30СМ, а в начале нынешнего десятилетия – РЛСУ с ФАР с еще более высокими возможностями «Ирбис» для истребителей Су‑35. 

14-й ежегодный обзор «Взлёта» об итогах работы российского гражданского самолетостроения приходится начинать на невеселой ноте. В силу ряда объективных и субъективных причин объемы серийного выпуска и, особенно, поставок в авиакомпании отечественных авиалайнеров по итогам 2019 г. существенно снизились. В последние годы основным локомотивом, обеспечивающим рост результатов отрасли, являлся региональный Superjet 100, на долю которого приходилось 70–80% всех построенных и поставленных заказчикам отечественных пассажирских и транспортных самолетов. Изменение конъюнктуры мирового рынка, проблемы с финансированием, высокая кредитная нагрузка, а также кризисные явления и изменение операционных моделей некоторых зарубежных заказчиков SSJ100 в сочетании со справедливыми упреками к организации его послепродажного обслуживания привели к тому, что спрос на этот без сомнения удачный отечественный авиалайнер сократился. В результате, производителю пришлось снижать объемы ежегодного выпуска, а количество поставленных в эксплуатацию самолетов в 2019 г. упало до рекордно низких величин за все последние годы.

1. Ил-112В выполнил первый полет

1

30 марта 2019 г. на аэродроме входящего в Дивизион транспортной авиации ОАК Воронежского акционерного самолетостроительного общества состоялся первый полет опытного образца легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, разработанного Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина в рамках контракта с Минобороны России и призванного заменить в Вооруженных силах страны давно уже снятые с производства Ан-26, срок службы которых неумолимо подходит к концу. Первый вылет Ил-112В стал важнейшей вехой в непростой судьбе нового самолета, разработка которого велась с 2002 г., но по ряду причин то прерывалась, то снова возобновлялась, претерпевая неоднократные переносы сроков. Впереди у Ил-112В – программа доработок для полного удовлетворения требованиям заказчика, постройка еще двух опытных образцов, государственные совместные испытания и, затем, разворачивание серийного выпуска.

25 января 2020 г. в Эверетте, штат Вашингтон, состоялся первый полет опытного экземпляра широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета Boeing 777X, представляющего новое поколение знаменитого семейства «трех семерок», отметившего в прошлом году свое 25-летие (первый Boeing 777 поднялся в воздух 12 июня 1994 г.) и выпущенного в количестве уже более 1600 экземпляров. Boeing позиционирует 777X как самый крупный (по длине фюзеляжа) дальнемагистральный авиалайнер в мире, превосходящий по топливной эффективности как все предыдущие модификации семейства, так и главного европейского конкурента – Airbus A350XWB. Первым на испытания вышел вариант Boeing 777-9 – преемник наиболее продаваемой модификации Boeing 777-300ER. При типовой трехклассной компоновке салонов он способен перевозить 349 пассажиров (8 – в первом классе, 49 – в премиальном бизнес-классе и 292 – в экономическом) на расстояние до 13 500 км, в двухклассной – 426 человек.

Минувший 2019 г. стал годом значительной интенсификации двух основных программ, реализуемых китайской авиастроительной корпорацией COMAC, которая сумела вывести на летные испытания сразу три опытных образца среднемагистрального авиалайнера С919 и удвоить поставки серийных региональных самолетов ARJ21-700: за год их число в коммерческой эксплуатации возросло с 10 до 22. 

В январе 2020 г. на Иркутский авиационный завод корпорации «Иркут» с предприятия «ОДК – Пермские моторы» были доставлены два двигателя ПД-14, предназначенные для установки на проходящий в настоящее время окончательную сборку пятый летный экземпляр перспективного пассажирского самолета МС-21-300.

Несомненно, главной публичной премьерой уходящего года в области отечественного гражданского самолетостроения стал дебютный показ на Международном авиационно-космическом салоне МАКС‑2019, прошедшем в конце августа в подмосковном Жуковском, перспективного ближне-среднемагистрального пассажирского лайнера нового поколения МС‑21‑300, создание которого ведет корпорация «Иркут» (входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации). Новый самолет был представлен как в летной программе авиасалона, в которой принимали участие первый и второй летный образцы МС‑21‑300, так и на статической стоянке, где все желающие смогли ознакомиться с интерьером пассажирского салона и кабиной экипажа третьего летного экземпляра авиалайнера.

6 декабря 2019 г. в рыбинском ПАО «ОДК-Сатурн», дочернем предприятии входящей в госкорпорацию «Ростех» Объединенной двигателестроительной корпорации, торжественно открылось новое литейное производство, которое должно стать крупнейшим в России центром по изготовлению лопаток турбин для авиационных, морских и промышленных газотурбинных двигателей. Уже через несколько лет, в т.ч. используя уникальную технологию монокристаллического литья, оно сможет выпускать ежегодно не менее 800 тыс. высокотемпературных турбинных лопаток, которыми будут оснащаться до 2000 двигателей в интересах как самого «ОДК-Сатурн» и других предприятий ОДК, так и зарубежных заказчиков.

Одной из крупнейших сделок прошедшего в ноябре дубайского авиасалона стал твердый контракт на поставку 50 дальнемагистральных широкофюзеляжных авиалайнеров Airbus A350-900 авиакомпании Emirates, ставший серьезным шагом в преобразовании планов строительства флота этого одного из крупнейших в мире авиаперевозчиков. Нынешний контракт является развитием подписанного 14 февраля этого года между Airbus и Emirates предварительного соглашения на 30 самолетов А350 и 40 ремоторизованных A330neo. Тогда, одновременно с объявленными Airbus планами сворачивания к 2021 г. серийного выпуска самых вместительных и самых дорогих в мире пассажирских самолетов А380, Emirates, являющаяся крупнейшим их оператором, приняла решение о сокращении своего заказа, отказавшись от закупки 39 из ожидавшихся более чем полусотни таких лайнеров. В результате, на сегодня Airbus предстоит поставить еще десяток новых А380, и через два года линия их сборки будет закрыта.

11 ноября 2019 г. Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) сертифицировало новый специальный грузовой самолет Airbus A330‑743L, получивший название Beluga XL и предназначенный, в первую очередь, для транспортировки между разбросанными по Франции, Германии, Великобритании и Испании производственными площадками Airbus крупногабаритных элементов конструкции других авиалайнеров этой компании. Шесть новых «грузовиков» должны постепенно дополнить (а в будущем и полностью заменить) парк из пяти специальных самолетов Airbus A300‑600ST Beluga, используемых крупнейшим западноевропейским авиапроизводителем для тех же целей с 1996 г. При этом по ширине грузовой кабины Beluga XL превосходит предшественника более чем на 1 м (она превышает 8 м), а по ее объему – почти в полтора раза, что повысит транспортную эффективность машины в условиях роста производственных темпов компании Airbus и позволит, в частности, перевозить одновременно две консоли крыла нового дальнемагистрального лайнера А350 вместо одной. Стоит заметить, что A300‑600ST и новый A330‑743L обычно называют по-русски «белугой» (именно так звучит их название по-английски, по-французски и по-немецки), что на самом деле не вполне корректно: имя этих самолетов происходит от их внешнего сходства с «лобастым» белым китом, который в русском языке зовется белухой (в отличие от рыбы белуги).

Постройка новых широкофюзеляжных самолетов семейства Ил‑96 входящим в состав ОАК Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ПАО «ВАСО») в последние годы осуществлялась исключительно в интересах государственных заказчиков. Однако, в мае 2016 г. на совещании у Президента России Владимира Путина было принято принципиальное решение о разработке и запуске в серийное производство модернизированного пассажирского самолета Ил‑96‑400М для российских авиакомпаний. В результате, в декабре 2016 г. с ПАО «Ил» был заключен контракт на опытно-конструкторские работы, предусматривающие постройку на ВАСО опытного образца модернизированного Ил‑96‑400М на 390 пассажирских мест. От нынешних Ил‑96‑300 он будет отличаться удлиненным на 9,65 м фюзеляжем (как на строившихся грузовых Ил‑96‑400Т), применением более мощных двигателей ПС‑90А1, модернизированного комплекса авионики и современного интерьера пассажирского салона. В начале следующего десятилетия на ВАСО предполагается изготовить шесть серийных Ил‑96‑400М для передачи в лизинг российским авиапеперевозчикам, для этого предусматривается государственная поддержка проекта за счет соответствующей докапитализации Государственной транспортной лизинговой компании. В рамках этой программы ГТЛК в декабре 2017 г. уже разместила заказ на первые два Ил‑96‑400М. 

Страница 1 из 3