9 10 2018

№9-10/2018
сентябрь-октябрь

• Вертолеты «Камов» над морем
• Гидросамолетостроение-2018
• Евроистребитель будущего
• МиГ-31 в Казахстане
• Премьеры Farnborough 2018

 

В продаже с 24 сентября

где купить?

На проходящей на этой неделе в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде выставке World Defense Show 2024 Объединенная авиастроительная корпорация впервые демонстрирует на стенде госкорпорации «Ростех» масштабную модель одноместного легкого однодвигательного истребителя пятого поколения в обновленном облике. Разработку этого самолета, известного под названиями Checkmate и Су-75, ведет ОКБ Сухого ОАК.

Во вторник 30 января в аэропорт Жуковский прибыл из Казани среднемагистральный пассажирский самолет Ту-214 с регистрационным номером RA-64518, который уже в самое ближайшее время должен возобновить выполнение регулярных рейсов на маршрутах авиакомпании «Ред Вингс». Торжественная церемония передачи лайнера перевозчику после завершения комплекса работ по восстановлению его летной годности состоялась в международном аэропорту Казани 28 декабря 2023 года.

Китайская авиастроительная корпорация COMAC продолжает наращивать парк 90-местных реактивных региональных самолетов ARJ21-700, эксплуатируемых авиакомпаниями КНР, а с прошлого года – и в Индонезии. В течение 2023 года в эксплуатацию поступило по меньше мере 20 новых лайнеров такого типа. Кроме того, минувшей осенью заказчикам были переданы два грузовых самолета ARJ21-700F, конвертированных из ранее изготовленных пассажирских ARJ21-700, летавших в 2018–2021 годах в парке Chengdu Airlines.

Следом за своим заокеанским конкурентом опубликовала статистику по результатам 2023 года и западноевропейская компания Airbus. В течение минувшего года она передала заказчикам 735 гражданских самолетов – на 11% больше, чем в 2022-м (тогда их было 661, а рост составил 8%). 639 из них пришлось на два узкофюзеляжных семейства – А220 (поставлено 68 самолетов, на 28% больше, чем годом ранее) и А320neo (571, рост на 11%), а 96 – на широкофюзеляжные лайнеры А330 (32 машины, как и в 2022-м) и А350 (64, на 4 штуки больше).

Компания Boeing, не сходящая в эти дни с первых полос газет в связи с резонансным инцидентом с самолетом Alaska Airlines модели 737МАХ9, опубликовала итоговые данные по поставкам своих авиалайнеров в 2023 году. Всего их оказалось 528, что на 10% больше, чем в 2022-м (тогда заказчикам передали 480 самолетов). 396 из них – узкофюзеляжные Boeing 737, включая 387 пассажирских 737МАХ и 9 военных 737-800А – так производитель именует платформу, являющуюся основой для патрульных самолетов P-8 Poseidon (по четыре – для ВМС США и Южной Кореи, один – для Новой Зеландии).

По объективным причинам ожидать каких-то прорывов в поставках новых российских пассажирских самолетов в 2023-м не приходилось. Серийный выпуск реактивных региональных (ближнемагистральных) лайнеров SSJ-100 (RRJ-95) в исходной версии с зарубежными системами и комплектующими завершился еще в 2022-м. Тогда остались не переданными в эксплуатацию несколько уже облетанных машин, но большинство из них предназначалось для различных корпоративных заказчиков, а цикл кастомизации подобных «бизнесджетов», как правило, не быстрый. Оптимистичные планы предусматривали поставку в конце года первых двух серийных «русифицированных» SJ-100 (RRJ-95NEW-100), но с учетом того, что первый опытный самолет с российскими бортовыми системами (но еще с двигателями SaM146) взлетел только в конце августа, а начало испытаний двух других опытных машин с ПД-8 перешло на 2024 год, чуда не произошло.

В конце прошлой недели стало известно о начале экспортных поставок вертолетов Ми-38. Первая такая машина, выполненная в варианте с VIP-салоном, станет президентским бортом в Зимбабве. Вертолет, на который уже нанесены опознавательные знаки этой страны и зимбабвийский регистрационный номер Z-LCT, был представлен среди другой техники холдинга «Вертолеты России» на прошедшем 27–28 июля в Санкт-Петербурге форуме «Россия – Африка». Как сообщила в соцсетях пресс-служба президента Зимбабве, «вертолет Ми-38 подарен его превосходительству президенту Эммерсону Мнангагве компанией «Вертолеты России». При этом уточняется, что Ми-38 имеет VIP-компоновку на 8 мест, но в многоцелевом варианте может использоваться для перевозки «до 30 пассажиров на расстояние 880 км».

Объединенная авиастроительная корпорация распространила вчера видеоролик о посещении Производственного центра филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» губернатором Хабаровского края Михаилом Дегтяревым и руководством ОАК, приуроченном к проведению в Комсомольске-на-Амуре расширенного заседания Хабаровского регионального отделения Союза машиностроителей России. Кадры из цеха окончательной сборки свидетельствуют, что сейчас в нем помимо двух опытных летных образцов SSJ-NEW (№97001 и 97003) и опытного SSJ100 №95157, на котором будут проходить испытания двигатели ПД-8, на разных стадиях сборки находятся уже пять серийных самолетов SSJ-NEW.

Турецкая государственная авиастроительная компания TAI, ставшая нынешней весной одним из главных ньюсмейкеров в мировом авиастроении, не останавливается на достигнутом: на открывшемся вчера авиасалоне в Ле-Бурже она впервые представляет полноразмерный макет многоцелевого транспортного вертолета 10-тонного класса, известного под названием Т925.

Как стало известно «Взлёту», 1 июня первый опытный экземпляр модифицированного регионального лайнера SSJ-NEW (RRJ-95NEW-100) – самолет №97001, оснащенный отечественными бортовыми системами и комплектующими, но имеющий еще двигатели SaM146 – был передан в распоряжение специалистов летно-испытательной станции (ЛИС).

На прошлой неделе Китайское национальное управление интеллектуальной собственности CNIPA опубликовало патент на полезную модель сверхзвукового малозаметного истребителя вертикального (укороченного) взлета и посадки, разработанную группой инженеров авиационного проектно-исследовательского института Чэнду (CADI), который входит в состав авиастроительной компании Чэнду (CAC). Как известно, именно компанией CAC из Чэнду разработаны и выпускаются китайские тяжелые истребители пятого поколения J-20, а ранее были созданы более легкие однодвигательные J-10 и FC-1 (строится в Пакистане в кооперации с CAC под названием JF-17).

Об этом сообщил на презентации ВК-650В на открывшейся сегодня в московском «Крокус-Экспо» выставке HeliRussia 2023 главный конструктор двигателя Юрий Журенков.

Из Шанхая пришли новости о давно уже ожидавшейся постройке второго серийного среднемагистрального пассажирского лайнера COMAC C919. Согласно данным сервиса flightradar24.com, сегодня, 8 мая, он совершил свой первый полет, продолжавшийся более 4,5 часов. Самолет с серийным №00008, пока еще имеющий «фирменную» окраску производителя и временную регистрацию B-001K, был впервые замечен в шанхайском аэропорту Пудун вчера.

В Китае продолжаются работы по переоборудованию в грузовые нескольких реактивных региональных пассажирских самолетов ARJ21-700, ранее эксплуатировавшихся авиакомпанией Chengdu Airlines. В конце апреля на испытания поступил уже второй такой «грузовик». В процессе конвертации в левом борту фюзеляжа самолета прорезается большой грузовой люк, а пассажирский салон превращается в грузовую кабину длиной около 19 м, в которой могут разместиться до пяти стандартных грузовых контейнеров LD7 или поддонов P1P. Конвертированный ARJ21-700F может перевозить до 10,5 тонн грузов на расстояние более 3300 км.

Как сообщил сегодня «Коммерсантъ», поставка авиакомпании «Ред Вингс» двух построенных в предыдущие годы среднемагистральных пассажирских самолетов Ту-204 и Ту-214, планировавшаяся на эту весну, по всей видимости, состоится не раньше конца нынешнего лета.

1 мая 2023 года Указом Президента России Владимира Путина управляющему директору – генеральному конструктору пермского АО «ОДК-Авиадвигатель» Александру Иноземцеву присвоено звание Героя Труда Российской Федерации.

Нынешней весной, в год столетия Турецкой Республики и накануне назначенных на май выборов президента страны, турецкая авиастроительная компания Turkish Aerospace Industries (TAI) не устает удивлять очередными своими авиационными новинками. Вслед за состоявшимися в марте первым запуском двигателей и рулежкой по аэродрому прототипа истребителя TF-X (MMU), демонстрацией выведенного из сборочного цеха малозаметного боевого беспилотного летательного аппарата ANKA-3 и выполненным в этот вторник, 25 апреля, первым полетом опытного образца сверхзвукового учебно-тренировочного и легкого боевого самолета Hürjet, дошла очередь и до новых вертолетов.

К ресурсным испытаниям планера модифицированного регионального самолета SSJ-NEW (RRJ-95NEW-100) в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского планируют приступать в мае этого года. Об этом сообщили в ЦАГИ, где вчера состоялся День прессы, на котором побывал наш корреспондент. Там уточнили, что в настоящее время завершается монтаж стенда для проведения ресурсных испытаний SSJ-NEW.

Сегодня утром в Анкаре впервые поднялся в воздух опытный образец турецкого сверхзвукового учебно-тренировочного и легкого боевого самолета Hürjet. Первый полет, в которой новую машину сопровождал двухместный истребитель F-16D, с борта которого велась видеосъемка, продолжался 26 минут – он проходил на высотах до 4300 м со скоростью до 460 км/ч.

На этой неделе, спустя четыре месяца после передачи заказчику и перелета из Шанхая в международный аэропорт Джакарты, индонезийская авиакомпания TransNusa приступила к регулярной коммерческой эксплуатации первого поставленного на экспорт китайского реактивного регионального самолета COMAC ARJ21-700. С 18 апреля она выполняет на нем по одному ежедневному рейсу из столичного аэропорта Сукарно-Хатта в Денпасар на острове Бали (время в пути – чуть более полутора часов) и обратно.

Первый опытный экземпляр турецкого реактивного боевого беспилотного летательного аппарата Bayraktar KIZILELMA выполнил 18 апреля свой пятый испытательный полет, впервые осуществив уборку шасси в воздухе, что позволило опробовать его на более высоких скоростях.

Об этом заявили на Уральском заводе гражданской авиации (АО «УЗГА»), передает наш корреспондент из Екатеринбурга, где сегодня проходит пресс-тур, посвященный ходу опытно-конструкторских работ по двигателю ВК-800СМ, а также созданию производственной и испытательной базы для его изготовления.

На телеканале «Россия-1» вышел очередной репортаж программы «Вести. Хабаровск» из Производственного центра филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» в Комсомольске-на-Амуре, рассказывающий о ходе постройки опытных экземпляров регионального пассажирского самолета SSJ-NEW. Сообщается, что первый летный экземпляр машины – оснащаемый двигателями SaM146 самолет 97001 – уже проходит отработку под током и должен подняться в воздух «в ближайшие три месяца». Вслед за ним к летным испытаниям будут подготовлены два самолета уже с новыми отечественными двигателями ПД-8 (опытный SSJ100 №95157 и второй летный SSJ-NEW №97003 на кадре из репортажа их видно слева).

На этой неделе в китайском интернете появился любительский видеоролик, запечатлевший в полете новую китайскую летающую лабораторию (ЛЛ), созданную на базе военно-транспортного самолета Xian Y-20, под крылом которой вместо штатного левого внутреннего Д-30КП2 установлен опытный двигатель с высокой степенью двухконтурности. По мнению ряда экспертов, это может быть перспективный китайский ТРДД типа CJ-1000, разрабатываемый Авиадвигателестроительной корпорацией Китая (AECC) для замены франко-американских CFM LEAP-1C на новом китайском среднемагистральном пассажирском авиалайнере COMAC C919.

В минувшую субботу, когда в Турции по традиции чтили память погибших бойцов (День Памяти 18 марта) прозвучал ряд важных заявлений, касающихся стремительно развивающегося в стране авиастроения. Вслед за состоявшейся 16 марта первой рулежкой по аэродрому прототипа «национального боевого самолета» MMU – сверхзвукового истребителя TF-X, глава Turkish Aerospace Industries (TAI) Темел Котил объявил, что его примеру последовал и новый реактивный учебно-тренировочный и легкий боевой самолет Hürjet (на фото). Обе машины, оснащаемые пока американскими двигателями (F110-GE-129 и F404-GE-102), должны подняться в воздух в этом году.

16 марта на заводском аэродроме компании Turkish Aerospace Industries (TAI) в Анкаре выполнил первые рулежки опытный образец истребителя TF-X, известного также как MMU (Milli Muharip Uçak – «национальный боевой самолет»). Минувшим летом глава TAI Темел Котил заявлял, что выкатка самолета со сборки должна состояться 18 марта 2023 года – в день, когда Турция чтит память погибших в битве 1915 года при Чанаккале (Галлиполи), известный как День Памяти.

Госкорпорация «Ростех» сегодня выпустила пресс-релиз о расширении стендовой базы для испытаний системы управления двигателем ПД-8, которая разработана и производится пермским предприятием «ОДК-СТАР». Сообщается, что «новые стенды для системы автоматического управления САУ-8 для ПД-8 позволяют испытывать гидромеханические и электронные агрегаты как по отдельности, так и в комплексе, имитируя их работу в составе двигателя».

В последние несколько дней пришло сразу несколько новостей, касающихся военной авиации Ирана. Это и выкатка предсерийного образца иранского реактивного учебно-тренировочного самолета Yasin, и заявления официальных представителей Ирана об истребителях Су-35, и история с полетом иранского военного самолета (предположительно, истребителя F-5) над Карабахом (или по крайней мере над ирано-азербайджанской границей). В связи с этим «Взлёт», решил подготовить серию публикаций об иранской военной авиации и собственных разработках самолетов, которые осуществлялись или ведутся сейчас в этой стране.

На официальном сайте Росимущества опубликована информация о проведении аукциона в электронной форме по продаже «объекта высвобождаемого имущества Росгвардии» – «пассажирского самолета RRJ-95В, серийный (заводской) номер 95011, учетный опознавательный знак RF-89151, находящегося по адресу: Московская область, г. Жуковский, аэродром Раменское».

В весенний праздник 8 марта, присоединяясь к поздравлениям милых дам, «Взлёт» предлагает особо отметить тех из них, кто освоил одну из самых сложных и рискованных профессий – космонавта. Сегодня на орбите, на борту МКС, праздник встречают наша Анна Кикина и американка Николь Манн – их миссия продолжается с 5 октября прошлого года, когда они стартовали в космос на корабле Crew Dragon Endurance, и должна завершиться в этом месяце.

Страница 1 из 25

cover 1 2 2024 445x600

№1-2/2024

• Ту-214 вернулся
  на авиалинии
• Российское гражданское
  самолетостроение:
  на этапе импортозамещения
• Крылатый "Партизан"
  в сибирском небе
• Семейство ARJ21
  расширяется
• Турецкий Kaan
   поднялся в воздух
• Итоги очередного
   космического года



 


separator

Интервью

25 октября 2022

Александр Иноземцев: «Такого количества…

Завтра в Москве, в павильоне №57 ВДНХ, открывается очередной Международный форум двигателестроения – МФД-2022. Одним из центральных его событий станет презентация нового отечественного турбовентиляторного двигателя ПД-14 представителям авиакомпаний,…
фото: Олег Пантелеев
26 апреля 2021

ТВРС-44: в серию – через четыре года

В феврале 2021 г. отмечавшая свое 15-летие авиакомпания «Сибирская Легкая Авиация» («СиЛА») организовала на байкальском острове Ольхон конференцию «Развитие региональной и местной авиации в труднодоступных районах на воздушных судах российского…
фото: Андрей Блудов
15 ноября 2020

Максим Миронов: «СР-10 успешно завершил…

Во время сентябрьских «Русских авиационных гонок» на аэродроме Орешково, в которых впервые принял участие реактивный учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет СР-10, корреспондент «Взлёта» встретился с инициатором создания этой машины, одним из…
27 августа 2019

Холдинг РКС: технологии решают все

На международном авиакосмическом салоне МАКС‑2019 одно из предприятий «Роскосмоса», холдинг «Российские космические системы» (РКС), представляет концепцию современного цифрового производства, которая должна решить три задачи – исключить брак при создании…
27 августа 2019

Валерий Кроль: российский авиационный рынок…

Одним из традиционных зарубежных участников всех авиасалонов МАКС является французская группа компаний Safran. Предприятия Safran участвуют в разработке и производстве двигателей SaM146 для российских самолетов Sukhoi Superjet 100, поставляют…


separator

Обзоры

Изображение по умолчанию
12 января 2024

Airbus продолжает опережать Boeing по…

Следом за своим заокеанским конкурентом опубликовала статистику по результатам 2023 года и западноевропейская компания Airbus. В течение минувшего года она передала заказчикам 735 гражданских самолетов – на 11% больше, чем в 2022-м (тогда их было 661, а…
Изображение по умолчанию
11 января 2024

Boeing: результаты 2023 года

Компания Boeing, не сходящая в эти дни с первых полос газет в связи с резонансным инцидентом с самолетом Alaska Airlines модели 737МАХ9, опубликовала итоговые данные по поставкам своих авиалайнеров в 2023 году. Всего их оказалось 528, что на 10% больше,…
Самолеты SJ-100 на сборке в производственном центра ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре. Фото: ОАК
03 января 2024

О производстве новых отечественных…

По объективным причинам ожидать каких-то прорывов в поставках новых российских пассажирских самолетов в 2023-м не приходилось. Серийный выпуск реактивных региональных (ближнемагистральных) лайнеров SSJ-100 (RRJ-95) в исходной версии с зарубежными…
Изображение по умолчанию
20 января 2023

Boeing сохраняет паритет c Airbus по…

Две ведущие самолетостроительные компании мира, Airbus и Boeing, подвели на прошлой неделе итоги минувшего года. Европейцы смогли нарастить поставки за год на 8% (до 661 самолета), американцы – на 41% (до 480). Здесь, конечно, сказывается так называемый…
Первые серийные самолеты МС-21 на сборке в цехе Иркутского авиационного завода. Фото: ОАК
08 января 2023

Производство и поставки российских…

Начало нового года – традиционное время для подведения итогов года минувшего. Начнем с производства новых российских пассажирских самолетов.В течение 2022 года были построены и взлетели 10 серийных региональных авиалайнеров SSJ100 – это на два меньше,…


separator

Репортажи

фото: Алексей Филатов
01 ноября 2020

«Трещат пожары сухо, и воздух как слюда…»…

Лето 2010 г. до сих пор помнится жителям Воронежской области: охватившие тогда регион лесные пожары были беспрецедентными по масштабам и причиненному ущербу – погибли люди, сгорели десятки домов и сотни гектаров леса. Однако и нынешний 2020-й, едва…
фото: Надежда Смирнова
15 октября 2020

РУССКИЕ АВИАГОНКИ – 2020: СР-10 против L-29…

19 сентября 2020 г. на аэродроме Орешково близ г. Воротынск Калужской области прошел Кубок России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1» на реактивных самолетах. Задачей соревнования стало максимально быстрое преодоление замкнутой…
Фото: Виктор Друшляков
10 сентября 2020

Новые беспилотники «Кронштадта»

Репортаж с форума «Армия-2020» Одной из наиболее посещаемых экспозиций прошедшего в конце августа в Подмосковье Международного военно-технического форума «Армия-2020» в конгрессно-выставочном центре «Патриот» стала стоянка беспилотных летательных…
Фото: Артём Аникеев / AviaPressPhoto
04 августа 2020

В НЕБЕ НАД НЕВОЙ. Репортаж с Главного…

26 июля 2020 г. в С.-Петербурге уже в четвертый раз состоялся Главный военно-морской парад. Демонстрация мощи отечественного флота и Морской авиации ВМФ, приуроченная к традиционно отмечаемому в последнее воскресенье июля Дню Военно-морского флота,…
Фото: Алексей Михеев
12 июля 2020

«АВИАДАРТС-2020». Репортаж с финального…

На полигоне Дубровичи в Рязанской области в период с 30 июня по 11 июля этого года прошел финальный (всероссийский) этап всеармейского конкурса летного мастерства экипажей Воздушно-космических сил России «Авиадартс-2020». Для проведения соревнований…


separator