army2017

21 декабря 2015 г. с площадки №31 космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту транспортный грузовой корабль новой серии «Прогресс МС», предназначенный для снабжения Международной космической станции. Транспортные корабли серии «МС» (грузовой «Прогресс МС» и пилотируемый «Союз МС») созданы Ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. академика С.П. Королева в результате глубокой модернизации использовавшихся до сих пор грузового «Прогресс М-М» и пилотируемого «Союз ТМА-М». Внешне и по массогабаритным параметрам они практически не отличаются от исходных изделий, но благодаря применению новых наземных и бортовых радиотехнических систем имеют возможность использовать современные протоколы передачи информации, в результате чего улучшилась стабильность работы бортовой системы управления. Обновленный «грузовик» дополнительно защищен от микрометеоритов и космического мусора, оборудован новыми системами для повышения надежности и безотказности операций на самой значимой стадии полета – при сближении и стыковке с МКС.

Очередному, уже десятому по счету ежегодному обзору итогов работы российской авиапромышленности по производству пассажирских и транспортных самолетов мы решили дать новое название. Напомним, первый такой обзор вышел в нашем журнале в начале 2007 г. и назывался «В преддверии подъема»: незадолго до этого была создана Объединенная авиастроительная корпорация, определившая одной из своих главных целей кардинальный рост выпуска гражданских авиалайнеров. Но добиться ощутимого увеличения объемов производства и поставок удалось не сразу – на протяжении первых пяти лет они не превышали 10–15 лайнеров в год, а первые признаки подъема стали намечаться только в начале нынешнего десятилетия. Лишь в 2012 г. удалось преодолеть рубеж в два десятка построенных пассажирских и транспортных машин, по итогам 2013 г. из сборочных цехов российских авиазаводов вышло уже 36 новых лайнеров, а в 2014-м – 44 (передано в эксплуатацию 38). Рывок 2013–2014 гг. был обеспечен, главным образом, интенсификацией серийного выпуска региональных самолетов Sukhoi Superjet 100: если в 2012 г. было изготовлено 12 таких машин, то в 2013‑м – уже 24, а в 2014-м – 35.

19 января 2016 г. на Иркутский авиационный завод корпорации «Иркут» из Ульяновска доставлена первая (правая) консоль композитного крыла самолета МС-21. Она изготовлена на предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск» по инновационной технологии вакуумной инфузии и автоматизированной выкладки углеродного наполнителя. ЗАО «АэроКомпозит» заканчивает работы по изготовлению левой консоли крыла. После ее поставки в Иркутск там начнется стыковка крыла с уже собранным фюзеляжем первого летного экземпляра МС-21, начало испытаний которого запланировано на вторую половину 2016 г. Чуть менее года назад, в апреле 2015 г., «АэроКомпозит-Ульяновск» отгрузил на Иркутский авиазавод композитный центроплан с элементами отсека фюзеляжа, который уже интегрирован в конструкцию первого образца МС-21.

Рынок чартерных авиаперевозок в нашей стране неразрывно связан с туристическим бизнесом.  Более того, некоторые отечественные авиакомпании осуществляют чартеры исключительно в интересах конкретных туроператоров. Последние годы бесспорными лидерами на российском рынке туризма являлись Турция и Египет. Но, как известно, после катастрофы A321 «Когалымавиа» над Синаем 31 октября 2015 г., авиасообщение России с Египтом было прервано. Месяцем позже, после того, как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24М над Сирией, остановили и турпоток в Турцию. Правильно ли это или нет – повод для дискуссий политологов, но, однозначно, подобные события стали сильнейшим ударом для российской отрасли авиаперевозок и, в первую очередь, по так называемым чартерным авиакомпаниям.

Новый грузовой авиаперевозчик CargoLogicAir (CLA), созданный российской группой компаний «Волга-Днепр» и зарегистрированный в марте 2015 г. в Лондоне, в январе нынешнего года получил сертификат эксплуатанта Администрации гражданской авиации Великобритании (UK CAA), что позволяет ему приступить к выполнению коммерческих полетов.

Наш журнал продолжает следить за развитием программы американского истребителя пятого поколения F-35 Lightning II (предыдущие публикации – см. «Взлёт» №12/2011, с. 12–18; №1–2/2013, с. 56–63; №1–2/2014, с. 52–54; №1–2/2015, с. 52–57). Минувший год для нее оказался богат на события. Во-первых, был, наконец, пройден долгожданный рубеж – в июле 2015 г. первая строевая эскадрилья Корпуса морской пехоты США, оснащенная самолетами F-35B, достигла статуса начальной боевой готовности (IOC). Достижение состояния IOC первой эскадрильей F-35A в ВВС США ожидается летом 2016 г. Во-вторых, в сентябре 2015 г. поднялся в воздух первый F-35A, собранный за пределами США – в Италии. В-третьих, в ноябре был заключен контракт на постройку очередной – 9-й – установочной партии самолетов (LRIP Lot 9), в рамках которой в 2017–2018 гг. будут изготовлены и поставлены 55 истребителей всех трех модификаций для вооруженных сил США и четырех зарубежных заказчиков. В-четвертых, продолжился рост объемов производства: в течение 2015 г. было поставлено 45 новых самолетов F-35 – на 25% больше, чем годом раньше, а всего к началу 2016 г. заказчикам передано уже 154 таких истребителя. Свои первые F-35A получили в минувшем году ВВС Италии и Норвегии. Впрочем, все построенные F-35 базируются пока только в США, где на самолетах, уже поставленных заказчикам из Великобритании, Нидерландов, Австралии, Италии и Норвегии, проводится подготовка летных и технических экипажей этих стран.

Подробный обзор производства и поставок региональных самолетов «Взлёт» по традиции публикует в июне, но уже сейчас можно подвести некоторые предварительные итоги прошедшего года. Как обычно, первым среди участников «битвы регионалов» 14 января 2015 г. отчитался ее лидер – бразильский Embraer. По официальным данным компании, за 2015 г. она передала заказчикам 101 реактивный региональный авиалайнер семейства EJets, что на 9 машин (или почти на 10%) больше, чем в 2014-м. Как и годом ранее, наибольшим спросом в 2015 г. пользовались самолеты модели E175 – их отправилось к новым владельцам сразу 82 штуки. На втором и третьем месте оказались Е195 и Е190 (9 и 8 соответственно), а самых «маленьких» в семействе Е170 было поставлено всего две машины.

Две ведущие авиастроительные компании мира, американская Boeing и европейская Airbus, в первой половине января по традиции обнародовали предварительные результаты своей деятельности в минувшем году. Более подробные годовые отчеты появятся несколько позже, но в целом ситуация уже понятна. Американцы четвертый год подряд обошли европейцев по количеству поставленных авиалайнеров (до 2012 г. в течение 10 лет лидерство здесь принадлежало Airbus), но третий раз подряд уступили им по новым контрактам и общему портфелю заказов.

31 декабря 2015 г. авиакомпания «Аврора» (создана в 2013 г. на базе «Сахалинских авиатрасс» с присоединением к ним «Владивосток Авиа», 51% компании принадлежит «Аэрофлоту», 49% – правительству Сахалинской области) получила свой первый самолет Bombardier Q400 (DHC-8-402Q). Машина с серийным №4351 выпуска 2011 г. прибыла в аэропорт Хомутово (Южно-Сахалинск) еще с канадской регистрацией C-GSXC, став седьмым Dash 8 в парке «Авроры»: к концу прошлого года она уже эксплуатировала два Dash 8-200 и четыре DHC 8-300 вместимостью от 37 до 50 пассажиров. Новый Q400 имеет компоновку на 70 кресел с увеличенным багажным отсеком и стал первым из трех самолетов этого типа, заказанных для «Авроры» в рамках стратегии развития парка воздушных судов группы «Аэрофлот». Несмотря на то, что на момент поставки возраст машины составлял более 4 лет, она имеет совсем небольшой налет: предыдущим ее эксплуатантом была американская авиакомпания Colgan Air, прекратившая операционную деятельность еще в сентябре 2012 г.

Как сообщила 14 января 2016 г. одна из ведущих японских газет «Асахи Симбун», в феврале этого года в воздух должен подняться малозаметный сверхманевренный самолет-демонстратор, построенный в рамках программы создания перспективного истребителя ВВС Сил самообороны Японии, известного под названием F-3.

18 января 2016 г. с аэродрома китайской авиастроительной компании CAIC (Chengdu Aircraft Industrial Group) в Чэнду, провинция Сычуань, впервые поднялся в воздух очередной – уже девятый по счету – летный экземпляр китайского истребителя пятого поколения J-20. По мнению экспертов, его бортовой номер (2101) может свидетельствовать о том, что новый самолет – первый в установочной (предсерийной) партии J-20. Таким образом, Китай, судя по всему, приступает к серийному производству своих истребителей пятого поколения. 

Первые серийные отечественные истребители пятого поколения Т-50 – Перспективные авиационные комплексы фронтовой авиации (ПАК ФА) – должны быть выпущены на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе компании «Сухой» в следующем году. Об этом 23 января 2016 г. заявил журналистам Главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев. «Я недавно посетил Комсомольск-на-Амуре, посмотрел работу предприятия по созданию данного самолета, – поделился с журналистами Главком. – Сегодня на стапелях в готовности процентов 60–70 находится Т-50 №11 – крайний самолет испытательной партии… Государственные совместные испытания в этом году мы закончим. В следующем году этот самолет должен встать на серию».

30 декабря 2015 г. в Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского прибыл новый легкий многоцелевой вертолет Bell 407GXP, который будет использоваться в процессе летного обучения курсантов-вертолетчиков. Окончательная сборка машины и ее летные испытания перед поставкой заказчику выполнены на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге в рамках соглашения с американской компанией Bell Helicopter, заключенного в мае 2015 г.

30 декабря 2015 г. на Московском вертолетном заводе им. М.Л. Миля холдинга «Вертолеты России» в подмосковном Томилино прошла торжественная церемония вручения сертификата типа на новый многоцелевой транспортный вертолет средней грузоподъемности Ми-38. Сертификат за номером ФАВТ‑01‑Ми-38, подтверждающий соответствие типовой конструкции вертолета требованиям российских авиационных правил АП-29 (гармонизированы с европейскими и американскими нормами летной годности CS-29 и FAR-29), был передан главой Росавиации Александром Нерадько генеральному директору холдинга «Вертолеты России» Александру Михееву. Стоит заметить, что это первый российский сертификат типа, выписанный после передачи функций сертификации авиационной техники от Авиарегистра МАК Федеральному агентству воздушного транспорта.

29 декабря 2015 г. на летно-испытательном комплексе Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля холдинга «Вертолеты России» в подмосковном Томилино состоялся первый полет экспериментального вертолета – демонстратора технологий, являющегося летающей лабораторией перспективного скоростного вертолета (ЛЛ ПСВ). В первом полете машину пилотировал летчик-испытатель Владимир Кутанин, на борту находилась также инженер-испытатель Татьяна Демьяненко. Экипаж отметил хорошую устойчивость и управляемость вертолета, высокие динамические характеристики, нормальную работу систем и оборудования.

25 декабря 2015 г. на аэродроме Орешково в Калужской области состоялся первый полет двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолета СР-10. Это первый реактивный самолет, построенный в нашей стране частным конструкторским бюро – московским КБ «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ»). Пилотировал машину в первом полете Заслуженный летчик-испытатель России Юрий Кабанов, в задней кабине находился летчик Максим Миронов – бизнесмен и большой энтузиаст авиации, ставший инициатором этого проекта.

23 декабря 2015 г. в Красноярск прибыл первый из десяти новых 19-местных транспортно-пассажирских самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400, заказанных для компании «Роснефть» в рамках контракта, заключенного 25 августа 2015 г. в ходе авиасалона МАКС-2015 между дочерней структурой российского нефтяного гиганта, «РН-Аэрокрафт», с производителем – канадской компанией Viking Air Limited.

18 декабря 2015 г. на авиабазе ВВС Болгарии «Граф Игнатьево» состоялась церемония снятия с вооружения истребителей МиГ-21: три последних самолета этого типа, остававшихся в летном состоянии, – два одноместных МиГ-21бис (№114 и 243) и «спарка» МиГ-21УМ (№28) – выполнили свои заключительные полеты. Больше поднимать их в воздух не планируется, но они будут оставаться на хранении, обеспечивающем в случае острой необходимости возвращение их в летное состояние.

18 декабря 2015 г. Министерство транспорта Канады выдало сертификат типа на новейший пассажирский авиалайнер CS100, созданный компанией Bombardier по программе CSeries, подтвердив тем самым его соответствие всем нормам авиационной и экологической безопасности. В ходе сертификационных испытаний, во время которых пять опытных CS100 и первый CS300 налетали с сентября 2013 г. более 3000 часов, были подтверждены низкий уровень шума (разработчик называет CSeries «самыми тихими серийными авиалайнерами в мире») и максимальная дальность полета свыше 6100 км, которая почти на 650 км превысила расчетный показатель.

Страница 8 из 8

 

7 8 2017

№7-8/2017 июль-август

 МС-21 в воздухе!
• Наша авиация - 2017
• «Регионалы» у них и у нас
 Red Wings расширяет парк
• Стратегия «Роскосмоса»
• К 100-летию П.А. Соловьева

 где купить?


separator

Интервью

19 июля 2017

Фарнборо: впереди еще год

До начала Farnborough International Airshow 2018 еще целый год, однако подготовка к выставке идет полным ходом, в разгаре – модернизация выставочного комплекса. О том, чем будет отличаться следующий авиасалон в Фарнборо от предыдущих, об особенностях…
18 июля 2017

Авиашоу в Бахрейне: перспективы развития

До выставки Bahrain International Airshow 2018 остается еще больше года, однако приготовления к ней идут полным ходом. Министр транспорта и телекоммуникаций Бахрейна Его Высочество Камаль ибн Ахмед Мохаммед рассказывает о подготовке к BIAS 2018 и планах…
18 июля 2017

Валерий Кроль: у Safran хорошее будущее в…

Один из традиционных зарубежных участников всех авиасалонов МАКС – французская группа компаний Safran. Предприятия Safran участвуют в разработке и производстве двигателей SaM146 для российских самолетов Sukhoi Superjet 100, поставляют двигатели для…
14 июля 2017

Евгений Ключарёв: «С нетерпением ждем…

19 мая 2017 г. в московском аэропорту Домодедово впервые приземлился 220‑местный среднемагистральный пассажирский самолет Airbus A321 с регистрационным номером VP-BRS в красно-белой ливрее авиакомпании Red Wings. Это первый лайнер иностранного…
13 июля 2017

«Аэроприбор-восход»: более 70 лет на рынке…

В конце мая 2017 г. в небо поднялись сразу два новейших отечественных летательных аппарата – перспективный среднемагистральный авиалайнер МС‑21 и средний многоцелевой вертолет Ка‑62. В составе бортового оборудования обеих машин – новые системы, созданные…


separator

Обзоры

Новым российским оператором самолетов SSJ100 должна стать авиакомпания «Азимут», планирующая организовать на них региональные рейсы по югу России. Первый самолет для еще не начавшего операционную деятельность «Азимута» прибыл в аэропорт Ростова-на-Дону 7 июля 2017 г. Фото: Эрик Романенко
13 июля 2017

«Регионалы» в российском небе – 2017

Развитие региональных авиаперевозок в России медленно, но неуклонно набирает обороты, хотя они по-прежнему остаются одним из слабых сегментов отрасли. Постепенно обновляется и отечественный парк «регионалов»: на текущий момент в нашей стране коммерческие…
Стартовым эксплуатантом новейших самолетов Bombardier CS300  в декабре 2016 г. стала латвийская авиакомпания airBaltic. Фото: Инал Хаев
13 июля 2017

Битва «регионалов» 2017

Минувший год оказался достаточно успешным для коммерческой авиационной отрасли как с точки зрения роста общемирового пассажиропотока (он вырос в годовом выражении по сравнению с предыдущим периодом на 6,3%), так и работы производителей коммерческих…
Медицинский «Ансат», переданный в октябре 2016 г. Республиканской клинической больнице Минздрава Татарстана в Казани. Фото: «Вертолеты России»
29 мая 2017

Вертолетная «неотложка»: в России началась…

13 октября 2016 г. в ходе проходившей в Казани выставки «Индустрия здоровья – 2016» Министерству здравоохранения Республики Татарстан был передан легкий вертолет «Ансат», оснащенный специализированным медицинским модулем. Машина, получившая регистрацию…
Летающая лаборатория Перспективного скоростного вертолета ЛЛ ПСВ, созданная в 2015 г. на базе вертолета Ми-24К, в очередном испытательном полете, май 2017 г. В прошлом году на ЛЛ ПСВ в горизонтальном полете впервые была превышена скорость 400 км/ч. Фото: Алексей Михеев
22 мая 2017

Российское вертолетостроение: итоги 2016 г.…

28 апреля 2017 г. холдинг «Вертолеты России», входящий в госкопорацию «Ростех» и объединяющий основные вертолетостроительные активы страны, официально объявил консолидированные операционные и аудированные финансовые результаты своей деятельности за 2016…
В январе 2017 г. дальневосточная авиакомпания «Аврора» получила свой третий самолет Twin Otter Series 400. Фото: Дмитрий Рудаков
18 мая 2017

Местные авиаперевозки – 2017

Рост внутрироссийских авиаперевозок не обошел стороной и местные воздушные линии (МВЛ), на которых, согласно официальной статистике Росавиации, в 2016 г. было перевезено почти на 5% больше пассажиров, чем годом ранее. Однако под определением «местные…


separator

Репортажи

фото: Григорий Беденко
25 мая 2017

Ми‑35М теперь и в Казахстане

В конце января 2017 г. на авиационной базе ВВС Сил воздушной обороны Республики Казахстан в Шымкенте на юге страны (в советские времена именовался Чимкентом) началась эксплуатация новых армейских боевых вертолетов Ми‑35М производства ростовского ПАО…
Первый опытный экземпляр МС-21-300 в цехе окончательной сборки. Иркутск, декабрь 2016 г. Фото: «Иркут»
20 января 2017

MС‑21 готовится к первому полету

Важнейшим событием нынешнего года в гражданском авиастроении России должно стать начало летных испытаний перспективного ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС‑21, создание которого ведет корпорация «Иркут». Торжественная выкатка первого…
фото: ВАСО / ОАК
01 декабря 2016

Ил‑112В: собран первый фюзеляж

Во второй половине ноября 2016 г. Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ПАО «ВАСО») завершило стыковку фюзеляжа первого летного образца перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил‑112В, разрабатываемого Авиационным комплексом…
фото: Андрей Фомин
12 ноября 2016

AG‑600: явление «Водяного дракона»

Авиасалон в Чжухае традиционно является местом, где китайская авиационная промышленность демонстрирует свои достижения остальному миру. В этом году одной из главных новинок хозяев выставки стал новейший тяжелый четырехдвигательный самолет-амфибия AG‑600…
фото: Piotr Butowski
08 ноября 2016

Публичный дебют J‑20

Наиболее ожидаемым событием нынешнего авиасалона в Чжухае обещал стать заранее анонсированный первый публичный показ новейших китайских истребителей пятого поколения J‑20. Так оно и вышло, правда, «праздник» оказался весьма скоротечным. 1 ноября, в ходе…


separator

 maks2017 370

 

separator