9 10 2018

№9-10/2018
сентябрь-октябрь

• Вертолеты «Камов» над морем
• Гидросамолетостроение-2018
• Евроистребитель будущего
• МиГ-31 в Казахстане
• Премьеры Farnborough 2018

 

В продаже с 24 сентября

где купить?

Одну из наиболее интригующих новинок авиасалона МАКС-2019 можно увидеть в павильоне ОАК, на стенде компании «Сухой»: здесь рядом с масштабной моделью истребителя пятого поколения Су-57Э впервые демонстрируется модель выполненного по схеме «летающее крыло» малозаметного беспилотного летательного аппарата С-70. Очевидно, что под этим названием на нынешней выставке представляется БЛА, разрабатываемый компанией «Сухой» по программе «Охотник», о начале летных испытаний демонстрационного образца которой этим летом сообщило Министерство обороны России. 

24 августа 2019 г., за три дня до начала работы МАКС‑2019, на пересечении Туполевского шоссе и ул. Туполева в г. Жуковском, поблизости от центрального въезда в Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова, на территории которого вот уже почти три десятилетия проходит авиасалон, был торжественно открыт памятник сверхзвуковому пассажирскому самолету Ту‑144. Инициаторами проекта выступили фонд «Легенды авиации», Научно-инженерная компания («НИК») и администрация г. Жуковский.

Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского») представляет на нынешнем авиасалоне МАКС‑2019 ряд инновационных разработок в области перспективной авиации. В центре экспозиции ЦАГИ – масштабная модель сверхзвукового делового самолета (СДС).

Одной из главных новинок в области беспилотной авиационной техники на авиасалоне МАКС-2019 стал впервые представленный компанией «Кронштадт» полноразмерный макет БЛА тяжелого класса большой продолжительности полета «Сириус» взлетной массой 5 т. 

Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова (входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей»), широко известный своими разработками бортовых радиолокационных систем с фазированными антенными решетками для самолетов-истребителей, впервые представляет на авиасалоне МАКС-2019 малогабаритную БРЛС с ФАР «Барс-130», которой можно будет по желанию заказчика оснащать учебно-боевые самолеты Як-130. 

Разработанные МВЗ им. М.Л. Миля и серийно выпускаемые ПАО «Роствертол» (оба предприятия входят в холдинг «Вертолеты России») армейские боевые вертолеты Ми-28Н (НЭ), известные под названием «Ночной охотник», уже не в первый раз участвуют в авиасалонах в Жуковском. На нынешнем МАКС-2019 демонстрируется несколько новых модификаций машины. На статической стоянке ВКС России можно увидеть строевой Ми-28УБ с двойным управлением, а в рамках экспозиции холдинга «Вертолеты России» – усовершенствованный Ми-28НЭ с расширенной номенклатурой вооружения.

Одним из центральных экспонатов нынешнего авиасалона МАКС‑2019 должен стать полноразмерный макет кабины экипажа и пассажирского салона перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета CR929, совместно проектируемого Китайской корпорацией гражданского самолетостроения COMAC и российской Объединенной авиастроительной корпорацией и рассчитанного в базовой версии на перевозку 280 пассажиров на расстояние 12 000 км. Макет CR929 можно осмотреть в специально возведенном для этого павильоне. Программа CR929 в настоящее время находится на этапе эскизного проектирования и выбора поставщиков основных бортовых систем, который должен завершиться в этом году прохождением так называемого третьего контрольного рубежа (Gate 3).

Постройка новых широкофюзеляжных самолетов семейства Ил‑96 входящим в состав ОАК Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ПАО «ВАСО») в последние годы осуществлялась исключительно в интересах государственных заказчиков. Однако, в мае 2016 г. на совещании у Президента России Владимира Путина было принято принципиальное решение о разработке и запуске в серийное производство модернизированного пассажирского самолета Ил‑96‑400М для российских авиакомпаний. В результате, в декабре 2016 г. с ПАО «Ил» был заключен контракт на опытно-конструкторские работы, предусматривающие постройку на ВАСО опытного образца модернизированного Ил‑96‑400М на 390 пассажирских мест. От нынешних Ил‑96‑300 он будет отличаться удлиненным на 9,65 м фюзеляжем (как на строившихся грузовых Ил‑96‑400Т), применением более мощных двигателей ПС‑90А1, модернизированного комплекса авионики и современного интерьера пассажирского салона. В начале следующего десятилетия на ВАСО предполагается изготовить шесть серийных Ил‑96‑400М для передачи в лизинг российским авиапеперевозчикам, для этого предусматривается государственная поддержка проекта за счет соответствующей докапитализации Государственной транспортной лизинговой компании. В рамках этой программы ГТЛК в декабре 2017 г. уже разместила заказ на первые два Ил‑96‑400М. 

В летной программе авиасалона МАКС-2019 впервые демонстрируется самолет Superjet 100, оснащенный горизонтальными саблевидными законцовками крыла (saberlets), которые предназначены для улучшения взлетно-посадочных характеристик и топливной экономичности.

Входящий в состав Объединенной авиастроительной корпорации Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева, которому в октябре исполняется 85 лет, в начале этого года завершил исполнение государственного контракта на поставку шести новых самолетов-амфибий Бе-200ЧС для МЧС России. Эти шесть машин стали первыми Бе-200 таганрогского производства: ранее такие амфибии строились в Иркутске.

Дебютантом авиасалона МАКС‑2019 должен стать новый самолет-заправщик Ил‑78М‑90А, первый опытный образец которого построен на входящем в Дивизион транспортной авиации ОАК ульяновском АО «Авиастар‑СП» и в настоящее время проходит испытания.

В авиасалоне МАКС‑2019 впервые участвует опытный образец модернизированного тяжелого военно-транспортного вертолета Ми‑26Т2В, созданного МВЗ им. М.Л. Миля и ПАО «Роствертол» по техническому заданию Министерства обороны России. Он проходит летные испытания с августа 2018 г.

Еще одной новинкой в линейке винтокрылой техники холдинга «Вертолеты России» на нынешнем авиасалоне МАКС-2019 должен стать военно-транспортный вертолет Ми-38Т, создаваемый по заказу Министерства обороны России на базе сертифицированного в декабре 2015 г. Федеральным агентством воздушного транспорта России гражданского вертолета Ми-38 (Ми-38‑2) с двигателями ТВ7-117В. Транспортно-пассажирский Ми-38, имеющий максимальную взлетную массу 15 600 кг, предназначен для перевозки 30 пассажиров или 5 тонн грузов. В настоящее время продолжаются работы по расширению условий эксплуатации гражданской версии Ми-38, что позволит представить потенциальным заказчикам эффективные предложения для оффшорных и VIP-перевозок, а также в других вариантах применения.

Уральский завод гражданской авиации продолжает работы по локализации серийного выпуска легких многоцелевых турбовинтовых самолетов Л‑410УВП-Е20 на территории России. Важнейшими направлениями «русификации» популярной чешской машины, помимо собственно освоения сборки на заводе в Екатеринбурге, является ее ремоторизация с использованием создаваемого в настоящее время отечественного турбовинтового двигателя ВК‑800С, импортозамещение ряда систем бортового оборудования, а также разработка для нее новых вариантов шасси – лыжного, поплавкового и повышенной проходимости (с колесами большего диаметра). На авиасалоне МАКС‑2019 можно увидеть некоторые практические результаты этих работ: рядом с самолетом-демонстратором Л‑410УВП-Е20, в качестве которого используется машина еще чешской сборки (заводской №2906, выпущена в 2013 г.), показываются разработанные и изготовленные в России для Л‑410 все три новых типа шасси. Кроме того, в правой мотогондоле этого демонстратора установлен макетный образец двигателя ВК‑800С.

Участником авиасалона МАКС‑2019 уже во второй раз станет новый учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки Як‑152, разработанный ОКБ им. А.С. Яковлева и построенный на Иркутском авиационном заводе (оба предприятия входят в состав корпорации «Иркут»). В настоящее время на летных испытаниях находятся два опытных образца Як‑152 (№0001 и 0002), еще одна машина (№0003) проходит статические испытания.

Создание Объединенной двигателестроительной корпорацией сертифицированного в конце прошлого года ТРДД нового поколения ПД‑14 для самолета МС‑21 стало фундаментом для начала работ по еще более амбициозной программе – перспективному двигателю большой тяги (35 тс) – ПД‑35. Он, в свою очередь, должен стать родоначальником целого семейства ТРДД в диапазоне тяги от 20–25 до 50 тс.

В летной программе и статической экспозиции МАКС-2019 участвуют новые средние транспортно-пассажирские вертолеты Ми-171А2, серийный выпуск которых недавно развернут на входящем в холдинг «Вертолеты России» Улан-Удэнском вертолетном заводе.

На статической стоянке Воздушно-космических сил России на авиасалоне МАКС-2019 по традиции демонстрируется один из строевых дальних стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160. В настоящее время в состав Дальней авиации входит порядка 16 таких самолетов, но в следующем десятилетии их количество заметно возрастет: 25 января 2018 г., во время посещения Казанского авиационного завода компании «Туполев» Президентом России Владимиром Путиным, был подписан контракт на поставку Министерству обороны России десяти модернизированных самолетов Ту‑160М новой постройки. 

На статической стоянке ВКС России нынешнего авиасалона МАКС-2019 можно увидеть новый тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А. Серийный выпуск таких машин разворачивается на входящем в ОАК ульяновском АО «Авиастар-СП».

Луховицкий авиационный завод им. П.А. Воронина – филиал Российской самолетостроительной корпорации «МиГ», до сих пор специализировавшийся исключительно на выпуске самолетов-истребителей, в кооперации с другими предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации готовится к освоению серийного производства модернизированных 64-местных турбовинтовых региональных пассажирских самолетов Ил-114-300. Как известно, до 2012 г. серийный выпуск Ил-114 осуществлялся на авиационном заводе в Ташкенте (Республика Узбекистан), но в мае 2016 г. было принято решение об организации производства самолетов этого типа (в модернизированной версии Ил-114-300) на территории России. В декабре 2016 г. и феврале 2017 г. с Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») и РСК «МиГ» были заключены контракты на проведение опытно-конструкторских работ и подготовку серийного производства Ил-114-300. 

Наша страна традиционно занимает одну из лидирующих позиций в мировой табели о рангах экспортеров вооружений. Так, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), по результатам 2014–2018 гг. Россия прочно удерживала здесь второе место. При этом сообразно общемировым тенденциям авиационная техника, авиационные средства поражения (АСП) и средства ПВО занимают важное место и в поставках «Рособоронэкспорта» – единственного в России государственного посредника в области экспорта и импорта продукции военного и двойного назначения.

На международном авиакосмическом салоне МАКС‑2019 одно из предприятий «Роскосмоса», холдинг «Российские космические системы» (РКС), представляет концепцию современного цифрового производства, которая должна решить три задачи – исключить брак при создании приборов для космоса, максимально упростить и сократить путь изделия от идеи конструктора до воплощения «в железе», а также освоить и автоматизировать все самые современные технологические операции. Если это удастся сделать – это будет настоящая революция в отрасли. О том, как в ближайшее время изменится проектирование и производство космической электроники и как громоздкие постсоветские предприятия адаптируются к рынку, мы поговорили с заместителем директора холдинга РКС по стратегическому развитию и инновациям Евгением Нестеровым.

В числе дебютантов нынешнего авиасалона МАКС‑2019 – модернизированный армейский боевой вертолет Ми-35П. Казалось бы, хорошо знакомая как специалистам, так и широкой публике машина, но за узнаваемым силуэтом кроются совершенно новые возможности.

Корпорация «Иркут» расширяет поставки двухместных реактивных учебно-боевых самолетов нового поколения Як-130. На авиасалоне МАКС-2019 такие машины можно увидеть как в летной программе, так и на статической стоянке. К настоящему времени Воздушно-космическим силам России в рамках нескольких госконтрактов передано в эксплуатацию уже более сотни Як-130, которые используются для летного обучения курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков на учебных авиабазах в Борисоглебске, Армавире и Кущевской.

Одним из традиционных зарубежных участников всех авиасалонов МАКС является французская группа компаний Safran. Предприятия Safran участвуют в разработке и производстве двигателей SaM146 для российских самолетов Sukhoi Superjet 100, поставляют турбовальные двигатели для российских вертолетов Ка‑226Т и Ка‑62, ведут совместные работы с рядом других российских компаний. Накануне МАКС‑2019 мы попросили главу российского представительства Safran Валерия Кроля рассказать о его видении настоящего и будущего сотрудничества французских авиастроительных предприятий с нашей страной.

На прошедшей в Москве в конце мая этого года международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2019 холдинг «Вертолеты России» представил предложения по модернизации одного из своих наиболее успешных продуктов на мировом рынке – среднего многоцелевого вертолета соосной схемы Ка‑32А11BC. Благодаря своим уникальным летным возможностям и высокой грузоподъемности эти машины нашли широкое применение для выполнения специальных строительно-монтажных и поисково-спасательных операций, пожаротушения, трелевки древесины и решения других задач в более чем 30 странах мира. При этом Ка‑32А11BC стал первым в новейшей истории России вертолетом, сертифицированным по наиболее строгим западным нормам летной годности, получив сертификаты типа авиационных властей Канады, Западной Европы и ряда других стран мира. В настоящее время, помимо России, такие вертолеты широко эксплуатируются в Республике Корея, КНР, Испании, Португалии, Швейцарии, Канаде, Японии и др. Для дальнейшего повышения возможностей Ка‑32А11BC и его рыночной привлекательности разработана программа модернизации, предусматривающая оснащение вертолета новыми двигателями ВК‑2500ПС‑02, самым современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, реализующим принцип «стеклянной» кабины, а также новой высокоэффективной системой пожаротушения СП‑32.

В июле этого года знаменитому ОКБ Сухого исполнилось 80 лет. Самолеты марки «Су» сегодня без преувеличения имеют широчайшую мировую известность – они являются основой фронтовой авиации Воздушно-космических сил России и ВВС многих зарубежных государств, неизменно становятся наиболее желанными участниками разного рода авиасалонов и аэрошоу. Но путь к всемирной славе оказался долгим и нелегким. За восемь десятилетий своей истории ОКБ Сухого не раз меняло свое официальное название и «адрес прописки». Особенно непростым выдалось первое десятилетие: главному конструктору Павлу Осиповичу Сухому со своим коллективом приходилось работать и в Москве, и в Харькове, и в подмосковном Калининграде, и в Перми, и в Тушино… А в 1949 г. ОКБ было и вовсе расформировано. Воссоздать его снова на другом заводе – на нынешнем его месте в Москве, удалось только в 1953 г. С тех пор, уже более 65 лет, ОКБ Сухого располагается на улице Поликарпова, на краю бывшего Центрального аэродрома – знаменитого Ходынского поля. 

Коммерческие пассажирские авиаперевозки на региональных самолетах в России продолжают свой рост и развитие. В значительной степени этому способствует увеличение количества эксплуатируемых самолетов SSJ100 отечественного производства, которым уже принадлежит первое место среди всех региональных пассажирских воздушных судов в авиакомпаниях России как по количеству, так и по объемам авиаперевозок и пассажирообороту. Кроме того, на рост показателей по итогам прошлого года влияло активное развитие региональной программы авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines), завершившей в 2018 г. формирование парка из 17 самолетов Embraer Е170, а также поступление шести подобных лайнеров (в модификации Е190) в авиакомпанию «Икар». 

Прошедший в середине июля в С.-Петербурге Международный военно-морской салон МВМС‑2019 стал очередным поводом для возобновления дискуссии о том, получит ли когда-нибудь в будущем Военно-морской флот России новые авианосцы. Как известно, в составе отечественного ВМФ в настоящее время имеется всего один подобный корабль – ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 11435, включенный в состав Северного флота в январе 1991 г. и проходящий с октября 2017 г. капитальный ремонт, который продлится еще по меньше мере пару лет. Разработчик «Кузнецова» – Невское проектно-конструкторское бюро – впервые представил на МВМС‑2019 масштабную модель и рекламные материалы по предлагаемому им перспективному атомному авианосцу «Ламантин» проекта 11430Э с полным водоизмещением до 90 тыс. тонн. В свою очередь, Крыловский государственный научный центр показал модель вдвое меньшего по водоизмещению (44 тыс. тонн) многоцелевого авианосца с газотурбинной энергоустановкой (ее уже можно было видеть на военно-технических форумах «Армия» в подмосковном КВЦ «Патриот» в августе прошлого года и в июне нынешнего). Однако, демонстрация эффектных моделей и листовок с техническими данными вовсе еще не означает, что эти корабли воплотятся в металле: из уст высоких руководителей в последнее время не раз звучало, что в рамках действующей Государственной программы вооружения на период до 2027 г. строительство новых авианосцев в России не запланировано, что, тем не менее, не исключает гипотетической возможности их появления в более отдаленной перспективе. Попробуем разобраться.

Средства ПВО продолжают оставаться крайне востребованным видом вооружений как с учётом опыта недавних локальных конфликтов, так и с точки зрения обеспечения боевого потенциала вооруженных сил и оборонной устойчивости самого государства. В этой области российская промышленность является одним из главных законодателей мод. В своё время в нашей стране были разработаны и поставлены на вооружение несколько поколений техники объектовой и армейской ПВО. Многие из отечественных комплексов ПВО прошли боевое крещение практически во всех уголках мира и проявили себя с лучшей стороны. Многие иностранные армии приобрели наши системы ПВО, и эта тенденция сохраняется по сей день. 

Страница 11 из 26

cover 1 2 2025 445x600

№1-2/2025

• Российское гражданское
  самолетостроение на этапе
  импортозамещения
• Суперджет с ПД-8 в воздухе!
• ВК-650В получил 
  сертификат типа
• Boeing F-47:
  каким он будет?
• Шестое поколение:
  начало пути
• Страницы истории:
  Су-15ТМ и Су-17М2Д
• Итоги 2024 космического года

 

 


separator

Интервью

25 октября 2022

Александр Иноземцев: «Такого количества…

Завтра в Москве, в павильоне №57 ВДНХ, открывается очередной Международный форум двигателестроения – МФД-2022. Одним из центральных его событий станет презентация нового отечественного турбовентиляторного двигателя ПД-14 представителям авиакомпаний,…
фото: Олег Пантелеев
26 апреля 2021

ТВРС-44: в серию – через четыре года

В феврале 2021 г. отмечавшая свое 15-летие авиакомпания «Сибирская Легкая Авиация» («СиЛА») организовала на байкальском острове Ольхон конференцию «Развитие региональной и местной авиации в труднодоступных районах на воздушных судах российского…
фото: Андрей Блудов
15 ноября 2020

Максим Миронов: «СР-10 успешно завершил…

Во время сентябрьских «Русских авиационных гонок» на аэродроме Орешково, в которых впервые принял участие реактивный учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет СР-10, корреспондент «Взлёта» встретился с инициатором создания этой машины, одним из…
27 августа 2019

Холдинг РКС: технологии решают все

На международном авиакосмическом салоне МАКС‑2019 одно из предприятий «Роскосмоса», холдинг «Российские космические системы» (РКС), представляет концепцию современного цифрового производства, которая должна решить три задачи – исключить брак при создании…
27 августа 2019

Валерий Кроль: российский авиационный рынок…

Одним из традиционных зарубежных участников всех авиасалонов МАКС является французская группа компаний Safran. Предприятия Safran участвуют в разработке и производстве двигателей SaM146 для российских самолетов Sukhoi Superjet 100, поставляют…


separator

Обзоры

На кадре из ролика ОАК: опытные самолеты SJ-100 (97001 и 97003)
09 января 2025

О производстве новых отечественных…

Принятая в мае 2024 года распоряжением Правительства РФ новая редакция скорректированной с учетом складывающихся реалий Комплексной программы развития авиационной отрасли России на период до 2030 года предусматривала сдвиг начала поставок авиакомпаниям…
Изображение по умолчанию
12 января 2024

Airbus продолжает опережать Boeing по…

Следом за своим заокеанским конкурентом опубликовала статистику по результатам 2023 года и западноевропейская компания Airbus. В течение минувшего года она передала заказчикам 735 гражданских самолетов – на 11% больше, чем в 2022-м (тогда их было 661, а…
Изображение по умолчанию
11 января 2024

Boeing: результаты 2023 года

Компания Boeing, не сходящая в эти дни с первых полос газет в связи с резонансным инцидентом с самолетом Alaska Airlines модели 737МАХ9, опубликовала итоговые данные по поставкам своих авиалайнеров в 2023 году. Всего их оказалось 528, что на 10% больше,…
Самолеты SJ-100 на сборке в производственном центра ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре. Фото: ОАК
03 января 2024

О производстве новых отечественных…

По объективным причинам ожидать каких-то прорывов в поставках новых российских пассажирских самолетов в 2023-м не приходилось. Серийный выпуск реактивных региональных (ближнемагистральных) лайнеров SSJ-100 (RRJ-95) в исходной версии с зарубежными…
Изображение по умолчанию
20 января 2023

Boeing сохраняет паритет c Airbus по…

Две ведущие самолетостроительные компании мира, Airbus и Boeing, подвели на прошлой неделе итоги минувшего года. Европейцы смогли нарастить поставки за год на 8% (до 661 самолета), американцы – на 41% (до 480). Здесь, конечно, сказывается так называемый…


separator

Репортажи

фото: Андрей Фомин
12 апреля 2024

Репортаж со сборки МС-21

На этой неделе «Взлёту» посчастливилось побывать на Иркутском авиационном заводе (филиал ПАО «Яковлев» Объединенной авиастроительной корпорации «Ростеха») и воочию убедиться, как продвигается процесс подготовки к испытаниям импортозамещенной версии…
фото: Алексей Филатов
01 ноября 2020

«Трещат пожары сухо, и воздух как слюда…»…

Лето 2010 г. до сих пор помнится жителям Воронежской области: охватившие тогда регион лесные пожары были беспрецедентными по масштабам и причиненному ущербу – погибли люди, сгорели десятки домов и сотни гектаров леса. Однако и нынешний 2020-й, едва…
фото: Надежда Смирнова
15 октября 2020

РУССКИЕ АВИАГОНКИ – 2020: СР-10 против L-29…

19 сентября 2020 г. на аэродроме Орешково близ г. Воротынск Калужской области прошел Кубок России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1» на реактивных самолетах. Задачей соревнования стало максимально быстрое преодоление замкнутой…
Фото: Виктор Друшляков
10 сентября 2020

Новые беспилотники «Кронштадта»

Репортаж с форума «Армия-2020» Одной из наиболее посещаемых экспозиций прошедшего в конце августа в Подмосковье Международного военно-технического форума «Армия-2020» в конгрессно-выставочном центре «Патриот» стала стоянка беспилотных летательных…
Фото: Артём Аникеев / AviaPressPhoto
04 августа 2020

В НЕБЕ НАД НЕВОЙ. Репортаж с Главного…

26 июля 2020 г. в С.-Петербурге уже в четвертый раз состоялся Главный военно-морской парад. Демонстрация мощи отечественного флота и Морской авиации ВМФ, приуроченная к традиционно отмечаемому в последнее воскресенье июля Дню Военно-морского флота,…


separator