9 10 2018

№9-10/2018
сентябрь-октябрь

• Вертолеты «Камов» над морем
• Гидросамолетостроение-2018
• Евроистребитель будущего
• МиГ-31 в Казахстане
• Премьеры Farnborough 2018

 

В продаже с 24 сентября

где купить?

Этот китайский самолет пока нельзя увидеть на авиасалоне в Чжухае. По нему практически нет никакой официальной информации и даже более или менее качественных снимков от вездесущих китайских авиационных фотографов. Тем не менее летные испытания проходят уже два его опытных образца, что подтверждают размещенные в октябре этого года сервисом Google Earth космические снимки территории аэродрома в Сиане, где располагается авиастроительная корпорация XAC. Речь о китайском палубном самолете дальнего радиолокационного обнаружения и управления KJ-600, который, как ожидается, в середине нынешнего десятилетия сможет войти в состав авиагруппы нового китайского авианосца проекта 003, строящегося сейчас на верфи в Шанхае. Попробуем разобраться, что представляет из себя эта новая разработка китайских авиаконструкторов, которую при беглом взгляде на имеющиеся пока весьма слабые по качеству фотографии нетрудно принять за американский E-2C Hawkeye.

Китайский тяжелый турбовинтовой самолет-амфибия AG600 Jiaolong («Цзяолун», что можно перевести как «Водяной дракон») уже в третий раз стал участником авиасалона в Чжухае. Однако если на выставках Airshow China, прошедших в ноябре 2016 и 2018 гг., он демонстрировался только в статической экспозиции, то теперь был впервые показан в полете. Напомним, программа создания AG600 (до 2014 г. использовалось название JL-600) стартовала в 2009 г. Самолет был спроектирован в НИИ специальной техники корпорации AVIC, а сборка прототипа велась в Чжухае, на авиастроительном заводе компании Zhuhai Yanzhou Aircraft Corporation (ZYAC) объединения China Aviation Industry General Aircraft (CAIGA) корпорации AVIC.

Китайская беспилотная авиационная техника занимает всё большее место в экспозиции авиасалонов в Чжухае. Когда-то она представлялась в основном в виде небольших масштабных моделек с неясным статусом, но начиная с 2016 г. участниками выставки всё чаще становятся уже натурные образцы «серьезных» беспилотных аппаратов, что свидетельствует о качественном прогрессе в этой области в КНР. Счет демонстрируемым беспилотным аппаратам различных типов идет уже на десятки, а в этот раз, на прошедшей в период с 28 сентября по 3 октября Airshow China 2021, их стало еще больше. Причем впервые в истории авиасалона в Чжухае беспилотники демонстрировались не только в павильонах и на статической стоянке, но и в полете. В летной программе выставки приняли участие известный уже по двум предыдущим  Airshow China 4-тонный турбовинтовой средневысотный БЛА большой продолжительности полета Wing Loong II и трехмоторный TW328-A взлетной массой 3,2 т от компании Tengden (TW328 дебютировал на прошлой выставке, но тогда показывался только на земле и имел еще два двигателя, а теперь получил и дополнительный третий – с толкающим винтом).

Дебютантом авиасалона МАКС­-2021 стал опытный самолет МС-­21­-310, прибывший в Жуковский с окраски в Ульяновске менее чем за две недели до начала выставки, 7 июля, а до этого совершивший туда дальний перелет с завода­изготовителя в Иркутске. Это пятый летный образец среднемагистрального пассажирского авиалайнера нового поколения МС­-21 и первый, маршевая силовая установка которого состоит из новейших двигателей отечественного производства ПД­-14, сертифицированных Росавиацией в октябре 2018 г.

Пожалуй, главной и наиболее интригующей премьерой прошедшего нынешним летом авиасалона МАКС-2021 стал дебютный показ прототипа-демонстратора легкого однодвигательного истребителя пятого поколения, инициативно создаваемого компанией «Сухой» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию госкорпорации «Ростех»). Презентации машины, у которой пока еще нет утвержденного «официального» названия, начинающегося знаменитой маркой «Су», и именуемой пока просто «Легким тактическим самолетом» (ЛТС), предшествовала захватывающая маркетинговая кампания с серией видеороликов, публиковавшихся в специально созданном разделе веб-сайта ОАК и соцсетях, но интрига сохранялась до самого последнего момента: даже несмотря на появившиеся накануне первого показа утечки от вездесущих фотографов, детали облика перспективного истребителя удалось до последнего сохранять в секрете. Днем 20 июля, сразу после открытия МАКС-2021, самолет, представлявшийся под англоязычным маркетинговым именем Checkmate («Шах и мат»), был продемонстрирован Президенту России Владимиру Путину, а вечером состоялся его первый показ журналистам. По центру специально возведенного павильона, оснащенного четырьмя огромными зеркальными экранами для воспроизведения презентационного ролика, самыми современными системами звука и света, располагался сам главный герой события. В ходе мероприятия стало известно, что прототип ЛТС спроектирован и построен в рекордные для нашей авиапромышленности сроки – всего немногим больше, чем за год, а подняться в воздух он сможет уже в 2023 г. Были озвучены основные характеристики самолета и ожидаемые преимущества перед зарубежными конкурентами, которые, как полагают разработчики, позволят ему добиться успеха на мировом рынке.

Одним из новых экспонатов, продемонстрированных в павильоне Объединенной двигателестроительной корпорации «Ростеха» на прошедшем в июле авиасалоне МАКС-2021, стал опытный образец газогенератора разрабатываемого в настоящее время нового двухконтурного турбореактивного двигателя ПД-8, который предназначен для ремоторизации регионального самолета SSJ100 (программа SSJ-New), а в перспективе может быть использован на самолете-амфибии Бе-200 и других летательных аппаратах. В ходе выставки прошла первая презентация двигателя.

4 октября 2021 г. в Ульяновске поднялся в первый полет очередной серийный тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А (№0207). Он стал второй новой машиной, облетанной в этом году Ульяновске, и второй, собранной с использованием новой поточной линии сборки, недавно введенной в строй на ульяновском заводе «Авиастар» (ныне является филиалом ПАО «Ил»). Первым с новой линии ранее в этом году сошел Ил-76МД-90А №0206, поднявшийся в воздух 10 июня. Он был передан заказчику 8 сентября 2021 г. Как сообщили тогда в ОАК, самолет поступил в авиаполк Военно-транспортной авиации, базирующийся в Ульяновске.

15 сентября 2021 г. в АО «ОДК-Авиадвигатель» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха») завершилась сборка демонстрационного газогенератора для двигателя ПД-35. Проект «Двигатель ПД-35» реализуется ОДК с 2017 г. Газотурбинные двигатели в классе тяги 35 тс ранее в нашей стране не создавались. При реализации программы максимально используется научно-технический задел, полученный в ходе разработки двигателя ПД-14, ведутся работы по освоению 18 новых критических технологий: создание новых материалов, покрытий, конструктивных решений и технологий.

Еще одним дебютантом авиасалона МАКС-2021 стал первый опытный образец модернизированного турбовинтового регионального самолета Ил-114-300, проходивший летные испытания в Жуковском с декабря прошлого года. Он изготовлен на базе серийного Ил-114, выпущенного еще в 1994 г., но оснащается новыми двигателями ТВ7-117СТ-01 и усовершенствованным комплексом авионики. На авиасалоне первый Ил-114-300 можно было увидеть как на статической стоянке, так и в полете – практически ежедневно он исполнял эффектный комплекс летного показа.

20 июля, в первый день работы авиасалона МАКС-2021, в авиационно-техническом комплексе филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» в Жуковском в присутствии министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова состоялось заключение ряда сделок на поставку российским авиакомпаниям в общей сложности 58 самолетов SSJ100.

Еще одним дебютантом МАКС-2021 стал первый опытный образец нового легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий ЛМС-­901 «Байкал», разработку которого в рамках госконтракта с Министерством промышленности и торговли России ведет компания «Байкал-Инжиниринг» – дочернее предприятие Уральского завода гражданcкой авиации (УЗГА). Работы по постройке первого экземпляра «Байкала» проводились на базе Московского авиационного института (национального исследовательского университета), причем инженеры и научные сотрудники, преподаватели и студенты вуза активно участвовали в разработке рабочей конструкторской документации, создании математических моделей, проведении натурных экспериментов и изготовлении планера самолета. Его сборка завершилась накануне открытия авиасалона.

Создание электрических и гибридных силовых установок для летательных аппаратов стало одной из центральных тем нынешнего авиасалона. Пожалуй, наиболее заметным экспонатом в этой области на МАКС-2021 стал представлявшийся Сибирским научно-исследовательским институтом авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА) совместно с НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», ЦИАМ им. П.И. Баранова и ЗАО «СуперОкс» самолет – летающая лаборатория Як-40 для практической отработки технологий гибридных силовых установок (ГСУ). Эти работы проводятся по заказу Минпромторга России и Фонда перспективных исследований. Помимо перечисленных организаций в проекте принимают участие ряд вузов – Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), МАИ и МФТИ.

Холдинг «Вертолеты России» представил на авиасалоне МАКС-2021 сразу несколько премьер в сегменте гражданского вертолетостроения. Впервые были продемонстрированы новейший офшорный вертолет Ми-171А3, модернизированные Ка-32А11М и «Ансат-М», первый Ка-226Т производства Улан-Удэнского авиазавода (У-УАЗ), а также винтокрылый беспилотный летательный аппарат БАС-200.

В июне этого года исполнилось ровно 60 лет, как на летные испытания вышел опытный вертолет В-8 – первый прототип будущего Ми-8, наиболее известного и популярного отечественного винтокрылого аппарата, выпущенного в огромном количестве модификаций общим «тиражом» уже более 13 тыс. экземпляров, летающих в восьми десятках стран мира. Серийное производство вертолетов этого семейства осуществляется на заводах холдинга «Вертолеты России» в Казани и Улан-Удэ уже более полувека, тем не менее они по-прежнему остаются востребованными рынком. Для повышения привлекательности у потенциальных заказчиков разработчики машины из Национального центра вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.Н. Камова продолжают работы по модернизации модели и созданию новых модификаций. Несколько лет назад был разработан и сертифицирован в России, а затем и в нескольких зарубежных странах глубоко модернизированный Ми-171А2 с улучшенными летными и эксплуатационными характеристиками. А недавно, в июне 2021 г., на Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга «Вертолета России» завершилась сборка первого опытного образца новейшей модификации Ми-171А3, адаптированной под требования компаний нефтегазовой отрасли. Презентация офшорного Ми-171А3, имеющего ряд принципиальных конструктивно-технологических отличий от ранее выпускавшихся вертолетов знаменитого семейства милевских «восьмерок», состоялась на авиасалоне МАКС-2021.

Разработка, серийный выпуск и сервисное обслуживание отечественной вертолетной техники сосредоточено во входящем в госкорпорацию «Ростех» холдинге «Вертолеты России», организованном в результате проводившегося в соответствии с Указом Президента России от 29 ноября 2004 г. реформирования отрасли отечественного вертолетостроения и объединившем все основные конструкторские и производственные вертолетостроительные активы страны. Продолжением интеграционных процессов стало объявленное осенью 2019 г. создание в структуре холдинга объединенного Национального центра вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова (НЦВ «Миль и Камов»), при этом декларировалась приверженность сохранению обеих конструкторских школ и исторических марок российских вертолетов «Ми» и «Ка».

Минувший год, в начале которого разразилась беспрецедентная пандемия, стал настоящим испытанием для всей авиационной индустрии планеты. Не стала исключением и отрасль вертолетостроения, которой коснулось пусть и не такое глобальное, как у коллег – поставщиков гражданских авиалайнеров, но тоже довольно существенное снижение производственных показателей. Ведущая пятерка западных производителей винтокрылой техники, к которой принято относить европейские Airbus Helicopters и Leonardo Helicopters (бывшие Eurocopter и Agusta Westland соответственно), американские  Bell Helicopter, Sikorsky и Boeing, поставила в 2020 г. заказчикам в общей сложности 707 новых вертолетов – почти на 20% меньше, чем годом ранее. Особенно драматично это снижение коснулось коммерческой техники, в то время как спрос на вертолеты по государственным контрактам почти не уменьшился, а порой даже вырос.

Весной 2021 г. авиакомпания «Ред Вингс» приступила к эксплуатации первых в своей истории широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров: раньше ее парк состоял исключительно из 208–210-местных отечественных среднемагистральных Ту-204, затем, в 2017 г., к ним добавились, а с 2018-го полностью заменили их 220-местные А321 и 180-местные Airbus A320 (параллельно в 2015–2016 гг. и с осени 2020 г. эксплуатировались региональные самолеты SSJ100), и вот теперь она поставила на свои маршруты и 412-местные Boeing 777-200ER – соответствующее разрешение было выдано перевозчику Росавиацией 11 февраля 2021 г.

27 апреля 2021 г. парк гражданской авиации России пополнился сразу тремя новыми региональными самолетами SSJ100: в базовый аэропорт авиакомпании «Ред Вингс» из Центра поставок филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» в Жуковском перелетели одна за одной машины с бортовыми номерами RA-89141, RA-89144 и RA-89143. В последних числах месяца все они приступили к выполнению регулярных пассажирских рейсов на маршрутах «Ред Вингс», которая в ближайшие годы может стать одним из крупнейших операторов «Суперджетов».

Эта «тройная» поставка стала своего рода подарком к 10-летию с начала коммерческой эксплуатации самолетов SSJ100. Напомним, первый регулярный пассажирский рейс на головном серийном самолете с заводским №95007 состоялся 21 апреля 2011 г. из ереванского аэропорта Звартноц в московское Шереметьево. И пусть авиакомпании «Армавиа», ставшей стартовым оператором SSJ100, пришлось уйти с рынка весной 2013 г., ее вклад в освоение регулярных полетов на новом российском региональном лайнере нельзя недооценивать: ей первой пришлось столкнуться с неизбежными для любого нового самолета трудностями начального этапа эксплуатации, при этом в первые же месяцы коммерческих полетов она смогла продемонстрировать весьма высокие показатели месячного налета, в т.ч. на довольно длительных международных рейсах. Спустя два месяца, 16 июня 2011 г., с первого полета из Шереметьево в Пулково, началась и коммерческая эксплуатация SSJ100 в «Аэрофлоте».

Авиакомпания «Смартавиа» (до апреля 2021 г. имела юридическое название «Нордавиа – региональные авиалинии», с 2019 г. летала под брендом Smartavia), до сих пор имевшая в парке исключительно самолеты Boeing 737, нынешней весной приступила к эксплуатации новых для себя 180-местных авиалайнеров Airbus A320neo. Первый из них, VP-BOS, прибыл в Домодедово 15 апреля 2021 г., второй ­(VP-BOF) – 30 апреля. Оба самолета выпущены в 2017 г. в варианте А320-251N с двигателями LEAP-1A26 производства CFM International и ранее эксплуатировались прекратившей в конце прошлого года свою операционную деятельность мексиканской авиакомпанией Interjet.  

Как сообщили 14 мая 2021 г. в корпорации «Иркут», на Иркутский авиационный завод, являющийся филиалом корпорации, доставлена первая консоль крыла самолета МС-21-300, изготовленная из российских композиционных материалов. «Консоль будет установлена на самолет МС-21-300, предназначенный для поставки первому заказчику. Ранее на этот самолет был установлен центроплан, также изготовленный из отечественных композитов», – говорится в пресс-релизе компании.

9 апреля 2021 г. на предприятии южнокорейской авиастроительной компании Korea Aerospace Industries (KAI) в Сачхоне состоялась торжественная церемония выкатки первого опытного образца истребителя, создаваемого по программе KF-X. В ходе мероприятия было объявлено, что самолету присвоено название KF-21 Boramae (что читается «Порамэ» и можно перевести с корейского как «молодой сокол»). Внешне он напоминает другие уже летающие или еще только разрабатываемые в ряде стран истребители пятого поколения, но, не имея внутренних отсеков вооружения и некоторых других характерных особенностей подобных самолетов, все же до него несколько не дотягивает: в самой Корее принято относить KF-X к «промежуточному» поколению «4,5» (или «4+»). Считается, что он заменит в южнокорейских ВВС устаревшие американские F-5E/F и F-4E, а затем, возможно, и часть F-16C/D, и будет эксплуатироваться в них наряду с более «продвинутыми» F-35A (поступают на вооружение Республики Корея с 2019 г.) и тяжелыми F-15K. Первый полет KF-21 ожидается следующим летом, а к серийному производству и поставкам планируется приступить в 2026 г.

19 апреля 2021 г. состоялось событие, которое эксперты в области космонавтики считают историческим: миниатюрный беспилотный вертолет Ingenuity, доставленный на Марс с автоматическим планетоходом Perseverance американского Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA, успешно совершил первый управляемый полет в атмосфере чужой планеты. Поскольку по плотности марсианский воздух на уровне поверхности более чем в 100 раз разреженнее земного, летательному аппарату здесь гораздо труднее создавать аэродинамическую подъемную силу. Это лишь частично компенсируется меньшей гравитацией Марса (которая составляет примерно треть от земной). Взлет дрона с поверхности Красной планеты эквивалентен полету на высоте более 30 км над Землей – т.е. там, куда не залетал ни один существующий вертолет. В течение трех недель Ingenuity еще четыре раза успешно поднимался в небо над Марсом, делая снимки местности, и хотя его миссия первоначально рассчитывалась всего на пять полетов, ее решено продолжить.

14 апреля 2021 г. компания Blue Origin, основателем и владельцем которой является американский предприниматель Джефф Безос, осуществила очередной, 15-й по счету испытательный полет суборбитальной системы New Shepard. На борту находились манекен Скайуокер и различное оборудование для проведения экспериментов в невесомости. Старт состоялся с пускового комплекса на полигоне Ван-Хорн в западной части штата Техас. Двигатель проработал 2 мин 14 с, разогнав аппарат до скорости 3578 км/ч и отключился на высоте 46,4 км. После непродолжительного совместного полета система разделилась – весь остальной путь капсула экипажа и ракетный блок проделали порознь и, достигнув в апогее высоты около 105,7 км, устремились к земле. Невесомость на борту длилась около 5 минут.

Пандемия новой коронавирусной инфекции, распространившаяся в начале 2020 г. из Китая по всему миру и в марте дошедшая до России, стала серьезнейшим испытанием на прочность всей гражданской авиации. Не стала исключением и наша страна. Если в первые два месяца 2020 г. отрасль продолжала демонстрировать положительную динамику, то уже в марте, по мере развития эпидемии, авиаперевозки начали стремительно падать. А после того, как с 27 марта 2020 г. было полностью приостановлено регулярное и чартерное сообщение с зарубежными странами, а в Москве и регионах России стали вводиться карантинные меры, ситуация и вовсе переросла в катастрофическую. Большинству отечественных авиакомпаний пришлось временно законсервировать на стоянках в аэропортах значительную часть своего авиапарка.

Ижевская авиакомпания «ИжАвиа», до сих пор эксплуатировавшая только отечественные самолеты Як-42Д, в феврале 2021 г. получил свой первый авиалайнер западного производства – 182-местный Boeing 737-800 (VP-BUU). Первый его коммерческий рейс из московского Домодедово в аэропорт Ижевска состоялся 8 апреля.

Самолет с серийным №39069/5112 был выпущен в 2014 г. С октября 2014-го по март 2019 г. он летал в индийской авиакомпании Jet Airways, а затем, с июня 2019-го по январь 2020-го, – в компании Vistara также из Индии. Перед поставкой в «ИжАвиа» лайнер прошел окраску в специально разработанную для этого совершенно новую ливрею удмуртского перевозчика. Лизингодателем выступает компания BBAM. Особенностью компоновки самолета является наличие 180 мест в экономклассе и всего двух кресел в бизнес-классе. В Домодедово машина прибыла 19 февраля, но организационные процедуры по вводу ее в эксплуатацию у «ИжАвиа» заняли около полутора месяцев.

Российская авиакомпания «Сибирь» (летает под брендом S7 Airlines), ранее специализировавшаяся исключительно на пассажирских авиаперевозках, продолжает диверсифицировать свой бизнес: в феврале–марте этого года она приступила к эксплуатации двух грузовых самолетов Boeing 737-800BCF. Первый из них (VP-BEN) был получен компанией и прибыл в московское Домодедово 18 февраля 2021 г., второй (VP-BEM) – 23 марта.  

Как сообщили в апреле 2021 г. в Министерстве промышленности и торговли России, компания «Байкал-Инжиниринг» завершила изготовление планера первого опытного образца нового легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий ЛМС-901 «Байкал». В рамках госконтракта с Минпромторгом также была выполнена разработка эскизно-технического проекта и рабочей конструкторской документации. Работы по постройке первого опытного образца ЛМС-901 проводились на базе Московского авиационного института (национального исследовательского университета).

В начале года «Взлёт» рассказал о двух первых турецких программах крупноразмерных разведывательных и разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов, которые позволили этой стране стремительно ворваться в немногочисленную высшую лигу производителей подобной техники. Речь шла о разработанном государственной корпорацией Turkish Aerospace Industries (TAI) средневысотном БЛА большой продолжительности полета Anka взлетной массой 1,6 т и находящимся у всех на слуху после недавнего конфликта в Нагорном Карабахе спроектированном и выпускающимся частной компанией Baykar Makina разведывательно-ударном беспилотнике Bayraktar TB2 (масса – 650 кг), состоящим на вооружении уже нескольких стран, в т.ч. Азербайджана и Украины. Развивая успех этих первых для Турции серийных крупноразмерных БЛА, оба предприятия пошли дальше, начав в 2019 г. испытания еще более серьезной техники, способной применять внушительный арсенал оружия – потяжелевшего вдвое, по сравнению с Anka, двухмоторного аппарата Aksungur (Anka-2) от TAI и 5,5-тонного Bayraktar Akinci с двумя турбовинтовыми двигателями. Об этих проектах – во второй части обзора о достижениях турецкого военно-промышленного комплекса в области беспилотной авиации.

В феврале 2021 г. отмечавшая свое 15-летие авиакомпания «Сибирская Легкая Авиация» («СиЛА») организовала на байкальском острове Ольхон конференцию «Развитие региональной и местной авиации в труднодоступных районах на воздушных судах российского производства», в которой приняло участие несколько десятков представителей авиационных властей, эксплуатантов и производителей самолетов и вертолетов. Один из докладов конференции был посвящен разрабатываемому Уральским заводом гражданской авиации (АО «УЗГА») 44-местному турбовинтовому региональному самолету ТВРС-44, который призван заменить сразу несколько типов морально устаревших региональных лайнеров, используемых сейчас российскими перевозчиками. Проект предстоит реализовать в рекордно короткие сроки: первые поставки намечены уже на 2025 г. При этом, вопреки расхожему мнению, это будет новый самолет, который от выбранного поначалу в качестве прототипа L-610 сохранит лишь внешнее сходство и частично – аэродинамическую компоновку крыла. Побывавший на конференции главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев поговорил с представившим доклад о ТВРС-44 главным конструктором Сергеем Меренковым о потенциале рынка, особенностях конструкции и ключевых вехах этого проекта.

40-местный турбовинтовой региональный пассажирский самолет L-610 стал самым крупным летательным аппаратом, разработанным и строившимся в Чехии (до 1990 г. – Чехословацкая Социалистическая Республика). Заказанный в начале 1980-х гг. компании Let в г. Куновице советским «Аэрофлотом» – основным покупателем производимых этим предприятием 19-местных самолетов местных воздушных линий L-410 – он должен был заменить в отечественной гражданской авиации многочисленные Ан-24, чей серийный выпуск завершился в 1979 г. Но судьба распорядилась иначе: самолет не успел завершить испытания до распада Совета экономической взаимопомощи стран бывшего социалистического лагера (СЭВ) и самого Советского Союза, а новой России в 1990-х гг. он оказался уже не нужным. В результате, программа L-610 ограничилась постройкой и испытаниями шести летных образцов с двумя типами силовой установки, а находившимся на сборке полутора десяткам первых серийных машин так и не довелось подняться в небо. Последний раз L-610 летал уже более 20 лет назад – в июне 2000 г.

Страница 3 из 22

cover 5 6 2022 445x600

№5-6/2022

• Рынок российских
  гражданских вертолетов
• Беспилотные вертолеты
  у нас и у них 
• SSJ-New готовится к сборке
• МС-21 стали летать чаще  
• Новые вертолетные
  двигатели "Климова"  
• Российские компании
  могут получить
  11 ранее выпущенных
  Ту-204/214, Ил-96 и Ан-124 
• О "дебермудизации"
  российских "иномарок"
• Starliner долетел до МКС

где купить?


separator

Интервью

фото: Олег Пантелеев
26 апреля 2021

ТВРС-44: в серию – через четыре года

В феврале 2021 г. отмечавшая свое 15-летие авиакомпания «Сибирская Легкая Авиация» («СиЛА») организовала на байкальском острове Ольхон конференцию «Развитие региональной и местной авиации в труднодоступных районах на воздушных судах российского…
фото: Андрей Блудов
15 ноября 2020

Максим Миронов: «СР-10 успешно завершил…

Во время сентябрьских «Русских авиационных гонок» на аэродроме Орешково, в которых впервые принял участие реактивный учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет СР-10, корреспондент «Взлёта» встретился с инициатором создания этой машины, одним из…
27 августа 2019

Холдинг РКС: технологии решают все

На международном авиакосмическом салоне МАКС‑2019 одно из предприятий «Роскосмоса», холдинг «Российские космические системы» (РКС), представляет концепцию современного цифрового производства, которая должна решить три задачи – исключить брак при создании…
27 августа 2019

Валерий Кроль: российский авиационный рынок…

Одним из традиционных зарубежных участников всех авиасалонов МАКС является французская группа компаний Safran. Предприятия Safran участвуют в разработке и производстве двигателей SaM146 для российских самолетов Sukhoi Superjet 100, поставляют…
09 ноября 2018

Максим Литвинов: «CR929 – проект…

Презентация полноразмерного макета кабины экипажа и отсека салона перспективного российско-китайского дальнемагистрального пассажирского самолета CR929 стала одним из главных событий авиасалона Airshow China 2018 в Чжухае. Корреспондент «Взлёта» Михаил…


separator

Обзоры

Один шести новых SSJ100, полученных компанией «Ред Вингс» в первом полугодии. Этот самолет с серийным номером (MSN) 95220 впервые взлетел в Комсомольске-на-Амуре 15 ноября 2021 года, а уже 21 января 2022-го выполнил первый регулярный пассажирский рейс по расписанию «Ред Вингс». Фото Алексея Михеева
07 июля 2022

О реактивных «регионалах»

Вчера мы посмотрели на ситуацию на рынке пассажирских самолетов с турбовинтовыми двигателями. Сегодня – очередь реактивных «регионалов». На долю наших «Суперджетов» по итогам шести месяцев 2022 года пришлась примерно четверть (24%) всех новых самолетов…
Так в прошлом году в бразильской компании Embraer представляли себе облик их будущего турбовинтового пассажирского самолета, название которого пока еще не объявлено.  Официальный старт программы ожидается в конце 2022 года или в начале следующего.
06 июля 2022

О ситуации на рынке региональных…

Пока мы ожидаем возобновления летных испытаний прототипа Ил-114-300 и завершения сборки первого такого самолета российской постройки, а также изготовления первых опытных ТВРС-44 «Ладога» ежегодный серийный выпуск которых, согласно недавно принятой…
фото: Артем Аникеев
04 декабря 2021

«СУХИЕ» ПО-КИТАЙСКИ

Три десятилетия назад Китайская Народная Республика стала первым государством дальнего зарубежья, получившим в свое распоряжение российские истребители четвертого поколения семейства Су-27. В период 1992–2002 гг. сюда было поставлено в общей сложности 76…
фото:Алексей Михеев
20 мая 2021

РОССИЙСКОЕ ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЕ. Тенденции и…

Разработка, серийный выпуск и сервисное обслуживание отечественной вертолетной техники сосредоточено во входящем в госкорпорацию «Ростех» холдинге «Вертолеты России», организованном в результате проводившегося в соответствии с Указом Президента России от…
фото: Airbus Helicopters
19 мая 2021

ПЯТЕРКА ЛИДЕРОВ ЗАПАДНОГО ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЯ…

Минувший год, в начале которого разразилась беспрецедентная пандемия, стал настоящим испытанием для всей авиационной индустрии планеты. Не стала исключением и отрасль вертолетостроения, которой коснулось пусть и не такое глобальное, как у коллег –…


separator

Репортажи

фото: Алексей Филатов
01 ноября 2020

«Трещат пожары сухо, и воздух как слюда…»…

Лето 2010 г. до сих пор помнится жителям Воронежской области: охватившие тогда регион лесные пожары были беспрецедентными по масштабам и причиненному ущербу – погибли люди, сгорели десятки домов и сотни гектаров леса. Однако и нынешний 2020-й, едва…
фото: Надежда Смирнова
15 октября 2020

РУССКИЕ АВИАГОНКИ – 2020: СР-10 против L-29…

19 сентября 2020 г. на аэродроме Орешково близ г. Воротынск Калужской области прошел Кубок России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1» на реактивных самолетах. Задачей соревнования стало максимально быстрое преодоление замкнутой…
Фото: Виктор Друшляков
10 сентября 2020

Новые беспилотники «Кронштадта»

Репортаж с форума «Армия-2020» Одной из наиболее посещаемых экспозиций прошедшего в конце августа в Подмосковье Международного военно-технического форума «Армия-2020» в конгрессно-выставочном центре «Патриот» стала стоянка беспилотных летательных…
Фото: Артём Аникеев / AviaPressPhoto
04 августа 2020

В НЕБЕ НАД НЕВОЙ. Репортаж с Главного…

26 июля 2020 г. в С.-Петербурге уже в четвертый раз состоялся Главный военно-морской парад. Демонстрация мощи отечественного флота и Морской авиации ВМФ, приуроченная к традиционно отмечаемому в последнее воскресенье июля Дню Военно-морского флота,…
Фото: Алексей Михеев
12 июля 2020

«АВИАДАРТС-2020». Репортаж с финального…

На полигоне Дубровичи в Рязанской области в период с 30 июня по 11 июля этого года прошел финальный (всероссийский) этап всеармейского конкурса летного мастерства экипажей Воздушно-космических сил России «Авиадартс-2020». Для проведения соревнований…


separator