• Вертолеты «Камов» над морем
• Гидросамолетостроение-2018
• Евроистребитель будущего
• МиГ-31 в Казахстане
• Премьеры Farnborough 2018
16 декабря 2020 г. на аэродроме в Жуковском совершил первый полет прототип турбовинтового пассажирского регионального самолета Ил-114-300, разработанного Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина (головное предприятие Дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации в составе госкорпорации «Ростех») и готовящегося к серийному производству на Луховицком авиационном заводе им. П.А. Воронина РСК «МиГ» в широкой кооперации предприятий ОАК. Полет выполнил экипаж в составе шеф-пилота ПАО «Ил» летчика-испытателя 1-го класса Героя России Николая Куимова, летчика-испытателя 1-го класса Дмитрия Комарова и бортового инженера-испытателя 1-го класса Олега Грязева. Полетное задание предусматривало проверки режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолета, а также функционирования его систем. В связи со сложными метеоусловиями (низкая облачность), полет был коротким и выполнялся на малых высотах, без входа в облака и без уборки шасси.
1 декабря 2020 г. в московский аэропорт Шереметьево прибыл тяжелый грузовой самолет Boeing 777F с регистрационным номером VQ-BAO, который стал первым воздушным судном этого типа в парке авиакомпании AirBridgeCargo (входит в группу «Волга-Днепр») и в гражданской авиации России в целом. Самолет с серийным №1663/66625 совершил первый полет в Эверетте 29 июля этого года, а в середине следующего месяца был сдан заказчику, совершив 17–18 августа перелет в Шарджу (ОАЭ), где и находился до начала декабря. Лизингодателем по контракту выступает компания Dubai Aerospace Enterprise, всего AirBridgeCargo планирует получить по нему три Boeing 777F.
Американская авиастроительная компания Scaled Composites, основанная в 1982 г. и возглавлявшаяся на протяжении трех десятилетий знаменитым авиационным конструктором Бертом Рутаном, прочно ассоциируется с летательными аппаратами весьма оригинальных конструктивных схем, на которых установлен не один мировой рекорд дальности и высоты полета. На экзотических машинах Рутана выполнялись не только беспосадочные полеты вокруг Земли, но и суборбитальные «прыжки» в ближний космос. Но среди разработок компании есть и ряд малоизвестных экспериментальных самолетов, про которые достоверно не известно даже для чего они созданы. В их числе два «брата-близнеца» Scaled Composites Model 401, постройку которых фирма отнюдь не скрывала, но их реальное назначение по-прежнему, спустя три года после начала летных испытаний, остается загадкой. Некоторый свет на тайну «Сыновей Ареса» (так, по некоторым данным, именуется программа) проливают появившиеся нынешним летом и осенью фотографии, сделанные случайными очевидцами их испытательных полетов. А в начале декабря «на сцену» вернулся и их вероятный прародитель – впервые взлетевший еще 30 лет назад Scaled Composites Model 151 ARES. Очередная порция свежих снимков и анализ информации веб-сервисов по отслеживанию полетов позволяют немного приблизиться к разгадке, что же может связывать «Сыновей Ареса» – «Фобоса» и «Деймоса» – со столько непохожим на них «богом-отцом».
14 декабря 2020 г. в 8.50 утра по московскому времени с космодрома Плесецк в Архангельской области (Государственный испытательный космодром Министерства обороны России) успешно проведен пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5». Он осуществлен в рамках летно-конструкторских испытаний космического ракетного комплекса «Ангара» и стал вторым стартом тяжелой «Ангары-А5» (первый состоялся в Плесецке шесть лет назад, в декабре 2014 г.). Ожидается, что третий испытательный пуск ракеты данного типа может пройти в Плесецке во второй половине 2021 г., а в декабре 2023 г. «Ангара-А5» должна полететь с космодрома Восточный – ей предстоит вывести на орбиту первый пилотируемый транспортный корабль нового поколения «Орел» (в беспилотном варианте).
10 декабря 2020 г. в 01.45 ночи по московскому времени (9 декабря в 16.45 по местному времени, или 22.45 UTC) с бетонированной стартовой площадки полигона в техасском поселке Бока-Чика американская частная компания SpaceX выполнила первый испытательный стратосферный запуск прототипа космического корабля Starship (SN8), разрабатываемого ею для пилотируемых полетов к Луне, Марсу и другим планетам в составе сверхтяжелой космической транспортной системы Superheavy/Starship. Полномасштабный прототип второй ступени такой системы, именуемый разработчиком «звездным кораблем» (или «звездолетом»), впервые поднялся на высоту 12,5 км, в целом успешно исполнив семиминутную программу летных испытаний, включающую старт, набор заданной высоты и последующее управляемое снижение в расчетную точку приземления, расположенную в двух сотнях метра от стартовой площадки, но из-за неполадок в двигательной установке совершил «жесткую» посадку с повышенной вертикальной скоростью, вызвавшую взрыв остатков топлива и разрушение конструкции аппарата. Последнее обстоятельство породило многочисленные заголовки в отечественных средствах массовой информации типа «очередной взрыв на испытаниях звездолета Маска», хотя сам глава SpaceX расценивает прошедшее испытание как успешное. Попробуем разобраться, что же все-таки произошло 10 декабря в Бока-Чике, а заодно рассмотреть, как развивался этот амбициозный и вызывающий немало критики кажущийся фантастическим проект Илона Маска на протяжении года с момента первой публикации нашего журнала о нем.
Для многих небольших населенных пунктов на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке России авиация является единственным средством связи с городами, областными и районными центрами. Транспортное обеспечение таких труднодоступных поселков и городков возложена на вертолеты и самолеты местных воздушных линий малой вместительности – до 19 пассажирских кресел.
Хотя их вклад в общий объем коммерческих пассажирских авиаперевозок в гражданской авиации России незначителен, ряд небольших авиакомпаний специализируется именно на этом сегменте рынка. По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2019 г. самолетами с числом мест до 19 было перевезено 225,5 тыс. чел., а общий выполненный на них пассажирооборот составил 87,3 млн пасс.-км. Они доставили также 928,5 тонн грузов и почты, а общий их производственный налет составил почти 51,5 тыс. часов.
Наибольшее число пассажиров на местных воздушных линиях в России перевозится 19-местными самолетами L-410UVP-E20 чешской разработки, чей серийный выпуск в настоящее время локализуется на Уральском заводе гражданской авиации. В прошлом году российские авиакомпании получили четыре новых самолета этого типа, в нынешнем году четыре L-410UVP-E20 переданы в «Газпром авиа», еще три до конца года должна получить «СиЛА».
Некогда лидировавшие по перевозкам на местных линиях «ветераны» Ан-2 продолжают сдавать свои позиции. Реализуемая в Новосибирске программа их ремоторизации пока не получила широкого развития. Тем не менее, осенью 2019 г. два ремоторизованных ТВС-2МС переданы «Авиации Колымы» в Магадане, нынешним летом еще одна машина поставлена авиакомпании «СиЛА». Но основным преемником Ан-2 спустя несколько лет должен стать новый 9-местный однодвигательный турбовинтовой самолет ЛМС-901 («Байкал»), разработку которого ведет УЗГА. Летные испытания прототипа такой машины должны начаться в 2021 г., а сертификация и начало серийных поставок ожидаются в 2022–2023 гг.
Нынешней осенью авиалайнеры Superjet 100, выпускаемые филиалом «Региональные самолеты» корпорации «Иркут», приступили к регулярным пассажирским перевозкам в авиакомпании «Ред вингс», чей парк до этого состоял из 11 среднемагистральных самолетов Airbus A321 и четырех А320 (регулярная эксплуатация самолетов Ту-204 этим перевозчиком продолжалась до осени 2018 г.). Во второй половине сентября и в течение октября «Ред вингс» открыла десяток новых направлений на SSJ100 из екатеринбургского аэропорта Кольцово в разные города России. Компания, которая намерена получить до шести десятков «суперджетов», может вскоре стать одним из крупнейших операторов самолетов данного типа.
Ровно 15 лет назад, в декабре 2005 г., первый в мире истребитель 5-го поколения – американский F-22A Raptor – достиг состояния «начальной оперативной готовности» (Initial Operational Capability), что, согласно принятой за океаном традиции принято считать официальной датой постановки боевого самолета на вооружение ВВС США. За прошедшие с того времени годы серийный выпуск «Рэпторов» был прекращен (последний 187-й серийный F-22A был построен в декабре 2011 г. и передан ВВС США в мае 2012 г., причем на экспорт ни одна машина так и не отправилась), но зато в рамках реализации многонациональной программы был создан, запущен в в 2011 г. серию и в 2015–2019 гг. принят на вооружение уже шести государств (США, Израиля, Италии, Великобритании, Японии и Норвегии) многоцелевой истребитель 5-го поколения F-35 Lightning II, строящийся в трех модификациях. По состоянию на начало декабря 2020 г., заказчикам в девяти странах (включая Нидерланды, Австралию и Республику Корея) передано уже 595 таких самолетов из общего числа в 3304 машины, числящихся сегодня в портфеле заказов от 14 стран, включая 2456 – для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США. Выпуск этих неоднозначных, по мнению ряда экспертов, боевых самолетов, будет продолжаться еще долгие годы – по некоторым оценкам, по крайней мере еще два десятилетия, но в Соединенных Штатах, как стало недавно известно, уже активно идут работы над боевым авиационным комплексом следующего 6-го поколения – т.н. программа NGAD (Next Generation Air Dominance). В сентябре этого года прозвучало сенсационное заявление помощника министра ВВС США по закупкам Уильяма Роупера о том, что уже создан и даже проходит летные испытания некий полноразмерный летный демонстратор NGAD. Что за этим кроется: реальная программа или предварительные поисковые проработки, которые могут длиться еще многие годы? Попробуем разобраться.
Красноярская авиакомпания «КрасАвиа» приступила к программе обновления своего флота, получив в ноябре 2020 г. сразу два турбовинтовых 72-местных самолета ATR-72-500. Первый из них (RA-67611) прибыл в красноярский аэропорт Емельяново 10 ноября, а второй (RA-67610) – 14 ноября. О намерении начать эксплуатацию франко-итальянских «турбопропов» компания заявила еще год назад. «Авиакомпания «КрасАвиа» возьмет в финансовый лизинг три самолета ATR-72 в течении 2020 г. С их помощью перевозчик планирует не только повысить качество обслуживания внутрикраевых авиалиний, но и расширить географию полетов из Красноярска, обеспечив стабильный региональный трафик для магистрального хаба «Аэрофлота». В планах «КрасАвиа» связать с Красноярском крупные населенные пункты соседних субъектов России. Для этого будут использоваться современные региональные самолеты двух типов – L-410 и АТR-72», – говорилось в пресс-релизе от 29 октября 2019 г. Отмечалось, что приобретение трех АТR-72 проводится в рамках решения задачи по обновлению парка воздушных судов авиакомпании в связи с необходимостью замены устаревших самолетов Ан-24РВ и Ан-26-100 (Ан-26Б-100), при этом «сделка проводится после завершения процедуры санации компании, по итогам которой достигнута безубыточная операционная деятельность, что открывает возможность для реализации крупных инвестиционных проектов».
Во время сентябрьских «Русских авиационных гонок» на аэродроме Орешково, в которых впервые принял участие реактивный учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет СР-10, корреспондент «Взлёта» встретился с инициатором создания этой машины, одним из учредителей и руководителей КБ «САТ» Максимом Мироновым и задал ему несколько вопросов о текущем состоянии и перспективах проекта.
6 ноября 2020 г. на 70-м году жизни после непродолжительной болезни скончался генеральный директор АО «Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова» Юрий Иванович Белый.
Он родился 3 октября 1951 г. в Винницкой области. Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, получив специальность инженера по радиоэлектронным устройствам, после чего был призван в Вооруженные Силы. С 1974 по 1998 гг. проходил службу в Военном представительстве Министерства обороны при НИИ приборостроения в Жуковском, пройдя все ступени вплоть до начальника ВП МО при НИИП. По долгу службы сопровождал разработку первой в стране системы управления вооружением с фазированной антенной решеткой «Заслон» для истребителя-перехватчика МиГ-31, радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-27 для истребителя четвертого поколения Су-27, радиолокационной системы управления с ФАР для модификаций семейства Су-27, зенитного ракетного комплекса «Бук» и других проектов предприятия. Завершил службу в Вооруженных Силах в звании полковника.
Лето 2010 г. до сих пор помнится жителям Воронежской области: охватившие тогда регион лесные пожары были беспрецедентными по масштабам и причиненному ущербу – погибли люди, сгорели десятки домов и сотни гектаров леса. Однако и нынешний 2020-й, едва вступив в свои права, сразу вызвал тревогу у пожарных. Дело в том, что зима в Центральной России была практически бесснежной, и тушить горящую траву в Воронежской области начали уже в феврале. Ранняя и теплая весна, очень сухое лето все больше осложняли обстановку. А ближе к осени она и вовсе стала критической: к тушению многочисленных очагов природных пожаров впервые за 10 лет пришлось привлекать авиацию – прибывшие на помощь воронежцам из разных регионов страны вертолеты Ми-8 и Ка-32А11ВС, а также самолеты-амфибии Бе-200ЧС и тяжелый Ил-76ТД авиации МЧС России (строчка из ее неофициального гимна и вынесена в заголовок этого репортажа).
Воронежское акционерное самолетостроительное общество (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) ускоряет работы по постройке двух следующих летных образцов перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Соответствующий контракт с Минобороны России был заключен в ходе форума «Армия-2020» в конце августа этого года. Как заявил журналистам во время посещения ВАСО в начале октября 2020 г. министр промышленности и торговли Денис Мантуров, «мы должны до конца следующего года передать дополнительно Министерству обороны два образца для последующих государственных испытаний, и при их завершении рассчитываем уже с 2023 г. начать поставлять Министерству обороны первые серийные машины».
16 октября 2020 г. успешно завершилось продолжавшееся в течение четырех месяцев дежурство российских самолетов-амфибий Бе-200ЧС на территории Турции, где они принимали участие в борьбе с природными пожарами по контракту с Министерством сельского и лесного хозяйства Турецкой Республики. Два самолета Бе-200ЧС (один, принадлежащий ТАНТК им. Г.М. Бериева, и второй из состава авиации МЧС России) прибыли в Турцию в начале нынешнего лета и с 16 июня приступили к дежурству в окрестностях Антальи, Измира и Бодрума. Подписание договора оказания услуг по борьбе с природными пожарами и отправка самолетов в Турцию были организованы Объединенной авиастроительной корпорацией при содействии Министерства промышленности и торговли России, МЧС России и активной поддержке представительства госкорпорации «Ростех» в Анкаре.
19 сентября 2020 г. на аэродроме Орешково близ г. Воротынск Калужской области прошел Кубок России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1» на реактивных самолетах. Задачей соревнования стало максимально быстрое преодоление замкнутой трассы в виде восьмерки, соблюдая правила прохождения четырех воздушных ворот, образованных 25-метровыми надувными пилонами. «Русские авиационные гонки» проводятся в нашей стране уже третий год подряд, но если раньше в них принимали участие только поршневые самолеты типа Як-52, Як-55 и Су-26, то в этот раз 11 пилотов впервые соревновались на реактивных машинах – популярных учебно-тренировочных L-29 и L-39, а также ставшем сенсацией нынешнего Кубка России самолете с крылом обратной стреловидности СР-10, разработанном в частном российском конструкторском бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ»).
Со второй половины ХХ века американская Армия (Сухопутные войска) неразрывно связана с вертолетами – боевыми, транспортно-десантными, разведывательными и рядом других, без которых уже не мыслимо ведение боевых действий. В войне будущего винтокрылым машинам прочат не менее значительную роль, при этом перспективные вертолеты должны стать более универсальными и технологичными. Командованием Сухопутных войск США сформирован амбициозный план радикальной реформы своего вертолетного парка, известный как Future Vertical Lift (FVL), в рамках которого нынешней весной в стадию практической реализации перешли две программы. По одной из них, именуемой FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft), сейчас на конкурсной основе создается перспективный разведывательно-ударный вертолет, который станет преемником уже снятых в 2017 г. с вооружения легких вертолетов наблюдения, разведки и непосредственной поддержки Bell OH-58D Kiowa, заменив в армейской авиации и часть более тяжелых ударных Boeing AH-64 Apache. По другой, FLRAA (Future Long-Range Assault Aircraft), проектируется десантно-штурмовая винтокрылая машина увеличенной дальности полета, призванная прийти на смену средним многоцелевым Sikorsky UH-60 Black Hawk. Финалистами тендера по программе FARA в марте 2020 г. названы проекты вертолетов Bell 360 Invictus и Sikorsky Raider X, сравнительные летные испытания прототипов которых должны начаться осенью 2022 г., победителя предстоит выбрать через год, а его серийные поставки в войска ожидаются с 2028 г. Двумя соперниками по программе FLRAA в марте этого года стали компании Bell и Sikorsky (совместно с Boeing), которые предложили проекты конвертоплана и скоростного соосного вертолета комбинированной схемы на основе уже проходящих летные испытания технологических демонстраторов Bell V-280 Valor и Sikorsky/Boeing SB-1 Defiant соответственно. Выбор одного аппарата для дальнейшей реализации на основе сравнительных испытаний демонстраторов предполагается завершить к началу 2022 г., первый опытный образец должен быть готов к 2025 г., а серийные поставки планируется начать в 2030 г.
До наступления кризиса авиаперевозок, вызванного разразившейся в начале этого года пандемией коронавируса, региональная авиация России продолжала свое поступательное развитие. За прошлый год реактивными и турбовинтовыми региональными самолетами с числом мест от 20 до 120 в нашей стране было перевезено 12,7 млн пассажиров – на 12% больше, чем годом ранее. При этом вклад «регионалов» в общий объем внутренних воздушных пассажирских перевозок возрос за год с 13% до более 17%, что определялось, в первую очередь, увеличением парка новых отечественных самолетов SSJ100 и интенсивности их полетов, а также ростом производственных показателей эксплуатируемых авиакомпаниями S7 Airlines и «Икар» бразильских региональных лайнеров Е170 и Е190. На их фоне перевозки другими реактивными самолетами подобного класса (CRJ-100/200, Як-42Д, Ан-148-100Е) демонстрировали некоторое снижение, у турбовинтовых ATR-42/72 франко-итальянского производства и канадских DHC-8 наблюдался слабо выраженный рост, а давно уже приблизившиеся к «пенсионному» возрасту Ан-24 уже не первый год подряд показывают неуклонное падение объемов работы.
О новых российских авиационных поршневых двигателях
Пять лет назад наш журнал опубликовал обзор «ROTAXозамещение. Российские поршневые двигатели для легкой авиации и БЛА» (см. «Взлёт» №11/2015, с. 14–21), в котором рассматривалась ситуация, сложившаяся на рынке силовых установок для новых отечественных легких гражданских самолетов и беспилотных летательных аппаратов. Сегодня, по прошествии этого времени, приходится констатировать: серийных авиационных поршневых двигателей мощностью от 80 до 500 л.с. полностью российской разработки пока еще не появилось. Тем не менее, существенный прогресс в этой области все же наметился: работы по созданию подобных силовых установок, ведущиеся в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ) уже начали получать практическое воплощение. На прошедшем в конце августа в Подмосковье Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» были продемонстрированы некоторые результаты: на стенде Уральского завода гражданской авиации (АО «УЗГА»), с которым ЦИАМ сотрудничает по этим программам, был впервые представлен натурный образец восьмицилиндрового V-образного двигателя-демонстратора АПД-500 мощностью 500 л.с., созданного на базе автомобильного мотора реализуемого НАМИ проекта Единой модульной платформы «Кортеж». Здесь же можно было увидеть экспериментальные экземпляры оппозитного двигателя АПД-80 и роторно-поршневых РПД-100Т и РПД-150Т. Ожидается, что в следующем году опытный АПД-500, уже прошедший серию стендовых отработок, сможет поступить на летные испытания на борту летающей лаборатории и затем будет запущен в серийное производство.
Репортаж с форума «Армия-2020»
Одной из наиболее посещаемых экспозиций прошедшего в конце августа в Подмосковье Международного военно-технического форума «Армия-2020» в конгрессно-выставочном центре «Патриот» стала стоянка беспилотных летательных аппаратов компании «Кронштадт». Накануне выставки предприятие сообщило в пресс-релизе, что «покажет линейку беспилотных летательных аппаратов тяжелого класса – четыре крупноразмерных БЛА с взлетной массой от одной до семи тонн, среди которых как уже созданные, так и перспективные летательные аппараты, разрабатываемые в интересах Минобороны России и на экспорт». Помимо уже известного средневысотного БЛА большой продолжительности полета «Орион» впервые демонстрировались созданный как его развитие двухмоторный разведывательно-ударный аппарат «Сириус» и концепт перспективного скоростного реактивного ударного БЛА «Гром», а также полноразмерный макет тяжелого беспилотного аппарата радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД» (в гражданском варианте и еще без названия подобный БЛА дебютировал годом ранее на авиасалоне МАКС-2019). Впервые вместе со своими новыми беспилотниками «Кронштадт» показал широкую номенклатуру управляемого и неуправляемого вооружения собственной разработки и других производителей, которое сможет применяться с «Ориона», «Сириуса» и «Грома».
В начале сентября этого года одно из ведущих предприятий холдинга «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех» – Казанский вертолетный завод – отметило свое 80-летие. Именно здесь, в Казани, с изготовления первой партии легких транспортно-связных Ми-1 в 1951 г. началось отечественное серийное вертолетостроение. Через два года завод приступил к выпуску более крупных Ми-4, а с 1965 г., вот уже 55 лет строит популярнейшие во всем мире средние многоцелевые машины семейства Ми-8 (Ми-17), претерпевшие за эти годы огромное число модификаций и модернизаций. Новый этап в жизни КВЗ начался на рубеже нового столетия, когда на предприятии было создано собственное конструкторское бюро, разработавшее легкий многоцелевой вертолет «Ансат», ставший сегодня одним из наиболее востребованных продуктов холдинга «Вертолеты России» в своем классе. Наряду с расширением поставок «Ансатов» и продолжением производства новых версий прославленных Ми-8 (Ми-17) ближайшее будущее завода связано с развитием серийного выпуска новых многоцелевых вертолетов Ми-38 так называемого «средне-тяжелого» класса, первые из которых недавно уже отправились к заказчикам. К юбилею КВЗ подошел, имея в своем активе более 11,6 тыс. построенных вертолетов, которые летают в 92 странах мира, и современный производственный комплекс, претерпевший в последние годы серьезную модернизацию.
Как сообщили 25 августа 2020 г. в Объединенной авиастроительной корпорации, на входящем в состав Дивизиона транспортной авиации ОАК ульяновском АО «Авиастар-СП» завершилась автоматизированная стыковка первого фюзеляжа тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А по бесстапельной технологии на новой поточной линии сборки. Фюзеляж был выгружен из станции стыковки отсеков и заложен в следующую, где производится монтаж трубопроводных систем.
В августе 2020 г., накануне открытия международного военно-технического форума «Армия-2020», на аэродроме Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева (входит Объединенную авиастроительную корпорацию ГК «Ростех») начались летные испытания первого глубоко модернизированного стратегического ракетоносца Ту-95МСМ. Первый полет самолета после завершения работ по модернизации состоялся в Таганроге 8 августа. Как сообщили в ОАК, «самолет пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Жуковской летно-испытательной и доводочной базы – филиала ПАО «Туполев» Андрея Воропаева. Полет прошел в штатном режиме, на высоте 9000 м, длился 2 ч 33 мин, системы и оборудование работали без замечаний».
12 августа 2020 г. министр обороны России Сергей Шойгу посетил с рабочим визитом Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина компании «Сухой» (входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации «Ростеха»). В сопровождении генерального директора ОАК Юрия Слюсаря и генерального директора компании «Сухой» Ильи Тарасенко он проинспектировал выполнение гособоронзаказа на предприятии и провел совещание, в ходе которого обсуждалась реализация программы серийного выпуска на КнААЗ истребителей пятого поколения Су-57 для поставок ВКС России.
Министерство обороны России до конца этого года подпишет два госконтракта на поставку 46 самолетов Су-30СМ2 и Як-130. Об этом сообщил министр обороны генерал армии Сергей Шойгу на совещании с представителями оборонно-промышленного комплекса в Иркутской области после посещения 12 августа 2020 г. Иркутского авиационного завода. «Мы приняли решение и подпишем в этом году дополнительно к имеющимся два государственных контракта на сумму более 100 млрд руб., по которым будут построены 21 истребитель Су-30СМ2 и 25 учебно-боевых самолетов Як-130», – цитирует слова Сергея Шойгу Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны.
Нынешним летом успешно завершились летные испытания очередной версии знаменитого армейского боевого вертолета Ми-24 – модернизированного Ми-35П, оснащаемого существенно обновленным комплексом бортового оборудования и расширенной номенклатурой вооружения. В августе утверждена серийная конструкторская документация на модернизированный Ми-35П, и он признан готовым к запуску в серийное производство на Ростовском вертолетном заводе (ПАО «Роствертол»).
2 августа 2020 г. в 18.48 всемирного времени UTC (14.48 на восточном побережье США) космический корабль Crew Dragon фирмы SpaceX, названный своим экипажем Endeavour, успешно приводнился в акватории Мексиканского залива в 70 км к югу от Пенсаколы, штат Флорида, завершив двухмесячную пилотируемую миссию Demo-2 (DM-2), начатую 30 мая это года и ставшую первым за девять лет после прекращения эксплуатации Space Shuttle космическим полетом американских астронавтов на американском корабле с американской территории.
Война будущего, судя по всему, уже не будет войной людей, как это было пару столетий назад, и даже войной моторов, как это имело место еще совсем недавно. Война будущего – это противостояние интеллекта и технологий. В том числе и гиперзвуковых. Осознавая это, руководство Пентагона прилагает все более активные усилия в сфере создания гиперзвуковых средств поражения различного типа базирования. ВВС США в настоящее время реализуют ряд программ в этой сфере, но пока такие системы на вооружение боевых самолетов еще не приняты. Тем не менее, судя по всему, уже через несколько лет первые гиперзвуковые ракеты смогут появиться под крылом (или фюзеляжем) строевых машин американских ВВС. В начале августа 2020 г. у берегов Калифорнии состоялось очередное испытание разрабатываемых компанией Lockheed Martin гиперзвуковых ракет воздушного базирования AGM-183 ARRW на подкрыльевой подвеске стратегического бомбардировщика B-52H. Ожидается, что летные испытания ракеты смогут завершиться в 2022 г., после чего она сможет достичь состояния начальной оперативной готовности. Параллельно ВВС США сегодня участвуют в программах разработки гиперзвукового тактического планирующего боевого блока TBG для оснащения перспективных систем оружия, а также гиперзвуковой ракеты с воздушно-реактивным двигателем HAWC, которая может найти применение, в частности, на истребителях F-35.
Как сообщила 10 августа 2020 г. пресс-служба холдинга «Вертолеты России», на аэродроме Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина (г. Арсеньев, Приморский край) состоялся первый полет опытного образца модернизированного боевого вертолета Ка-52М.
Год назад, в августе 2019 г., холдинг «Вертолеты России» распространил пресс-релиз о визите на ростовское вертолетостроительное предприятие «Роствертол» министра обороны Сербии Александра Вулина, которому были продемонстрированы четыре построенных для этой страны новых боевых вертолета Ми-35М. Их поставка заказчику состоялась с опережением запланированных сроков в начале декабря прошлого года, и уже 7 декабря на аэродроме Батайница под Белградом в числе другой новой авиационной техники, в которую вошли также прибывшие в Сербию двумя месяцами раньше три новых Ми-17В-5 производства Казанского вертолетного завода, они были представлены президенту страны Александру Вучичу. Событие широко освещалась сербскими средствами массовой информации. Поставка новых вертолетов стала очередной вехой успешно развивающегося в последние годы российско-сербского военно-технического сотрудничества, в рамках которого эта балканская страна летом 2016 г. уже получила два Ми-17В-5, а в октябре 2017 г. – шесть истребителей МиГ-29. Вертолеты «Ми» появились в югославском небе еще шесть десятилетий назад, когда Советский Союз в 1960 г. начал поставки сюда партии транспортно-десантных Ми-4А. Спустя восемь лет в Югославию стали прибывать новейшие на тот момент газотурбинные Ми-8Т, и вскоре СФРЮ стала крупнейшим оператором таких вертолетов на Балканах, получив почти сотню Ми-8Т, некоторые из которых, пройдя тяжелейшие для страны 1990-е гг., остаются в строю и сегодня.
Модернизированный тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2В в настоящее время проходит совместные летные испытания и будет готов к серийному производству на заводе «Роствертол» в начале 2021 г., заявил в июле РИА Новости генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский. «Наша задача сегодня – завершить испытания Ми-26Т2В по заключенному контракту с Минобороны, чтобы в первом полугодии следующего года получить литеру О1 (начало серийного производства)», – процитировало агентство слова главы холдинга 23 июля 2020 г.
• Ми-38 долетели до Колымы
• Самолеты для подготовки
военных летчиков
• SJ-100 приступил
к сертификационным полетам
• ЛМС-901: каким он будет
• Еще один Ту-214 снова в небе
• Starship: еще два
важных шага вперед
• Су-26: к 40-летию
первого полета