В отечественной гражданской авиации больше нет ни одного турбовинтового регионального пассажирского самолета Ан-140. Как следует из данных, опубликованных на сайте Росавиации, в прошлом году из государственного реестра гражданских воздушных судов РФ были исключены в связи со списанием все четыре имевшихся самолета этого типа, в свое время эксплуатировавшихся авиакомпанией «Якутия». Это произошло 18 июля 2022 года.

«Росавиация выдала АО «ОДК-Климов» Сертификат типа на двигатель ТВ7-117СТ-01. Получение разработчиком двигателя сертификата типа является важным этапом в продолжающейся сертификации самолета Ил-114-300», – сообщило на своем официальном сайте Федеральное агентство воздушного транспорта.

Там напомнили, что турбовинтовой двигатель со свободной турбиной ТВ7-117СТ-01, предназначенный для использования в составе силовой установки самолета Ил-114-300, создан на базе двигателя ТВ7-117С/СМ, имеет улучшенные характеристики, оснащается модернизированным цифровым блоком управления БАРК-65СМ и адаптирован под новый воздушный винт АВ-112-114 разработки АО «НПП «Аэросила», который «также проходит сертификацию в Росавиации».

Начало нового года – традиционное время для подведения итогов года минувшего. Начнем с производства новых российских пассажирских самолетов.

В течение 2022 года были построены и взлетели 10 серийных региональных авиалайнеров SSJ100 – это на два меньше, чем в 2021-м, когда в воздух поднялись 12 новых «Суперджетов». Общий объем выпуска самолетов SSJ100 к началу 2023 года достиг 230 машин, включая опытные экземпляры. Кроме того, минувшим летом был изготовлен и передан в конце июля на испытания в ЦАГИ ресурсный образец модифицированного SSJ-NEW.

№ 11-12/2022 (215-216)

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Построен заключительный SSJ100 с импортными комплектующими

На МФД-2022 впервые представлен макет ПД-35

Сроки сертификации новых вертолетов скорректированы

Первый серийный С919 передан заказчику

МС-21-310рус: до выхода на линии – два года

Авиационная электрификация

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

Явление «Рейдера»: состоялась выкатка бомбардировщика B-21 Raider

Борьба за ВПХ. К 55-летию начала испытаний предшественника Су-24

ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЕ

Вертолетные премьеры Airshow China 2022

КОНТРАКТЫ И ПОСТАВКИ

FLRAA: Армия предпочла конвертоплан вертолету. Bell V280 одержал победу над Sikorsky SB-1 Defiant

Су-20. О первой серийной экспортной версии Су-17

КОСМОНАВТИКА

На подступах к «Сфере»

«Орион» в первый раз слетал к Луне

X-37B завершил рекордный по продолжительности шестой полет

КОНЦЕВАЯ ПОЛОСА

Календарь основных аэрокосмических и оборонно-технических выставок 2023 года

pdf_button Смотреть в PDF

По сложившейся в нашем авиастроении традиции последние дни года – время сдачи заказчикам новых самолетов, которые могли ожидать этого момента не один месяц. Не стал исключением и нынешний 2022 год. По имеющимся у «Взлёта» данным, за последние несколько дней были подписаны документы по передаче авиакомпаниям сразу пяти «Суперджетов», построенных и облетанных на заводе еще в первой половине этого года.

Через год исполнится 120 лет первому в мире моторному полету, выполненному самолетом братьев Райт. Он состоялся 17 декабря 1903 года при помощи поршневого двигателя внутреннего сгорания мощностью всего 12 л.с. Прошло менее 36 лет, и 27 августа 1939 года в Германии взлетел экспериментальный Heinkel He 178 – первый в мире самолет, поднявшийся в воздух за счет тяги турбореактивного двигателя (она составляла около 450 кгс). На многие десятилетия именно эти два типа тепловых двигателей – поршневые и газотурбинные – стали основными и привычными средствами, которые отправляют в небо летательные аппараты тяжелее воздуха.

Стартовавшая 22 октября 2022 г. с космодрома Восточный ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» вывела на две орбиты разной высоты четыре космических аппарата – три связных спутника «Гонец-М» и спутник-демонстратор «Скиф-Д». Запуск последнего положил начало развертыванию телекоммуникационного сегмента многоспутниковой группировки «Сфера». Бытует мнение, что она станет российским «ответом» на американскую программу «раздачи интернета из космоса» Starlink компании SpaceX Илона Маска и аналогичный британский проект OneWeb, но это не совсем так.

5 декабря 2022 г. компания Bell Textron объявила, что ее конвертоплан V-280 Valor определен победителем тендера Армии США на ее новый вертикально взлетающий десантно-штурмовой летательный аппарат, создаваемый по программе FLRAA (Future Long-Range Assault Aircraft), который после 2030 г. сможет начать заменять в войсках основные армейские вертолеты Sikorsky UH-60 Black Hawk. Таким образом, был подведен итог продолжавшихся с 2011 г. работ по созданию технологических демонстраторов единого многоцелевого вертикально взлетающего летательного аппарата JMR-TD (Joint Multi-Role Technology Demonstrator), вторым финалистом которых был скоростной вертолет комбинированной схемы SB-1 Defiant, продвигаемый альянсом компаний Sikorsky и Boeing. Теперь с Bell заключен контракт на разработку, постройку и испытания опытных образцов будущего серийного варианта FLRAA, первый из которых должен взлететь в 2025 г., а начало поставок намечается на 2028 г.

Американский стартап Boom Supersonic, продвигающий с 2014 года амбициозный проект сверхзвукового пассажирского лайнера нового поколения, получившего название Overture («Увертюра»), вчера официально объявил о выборе нового подрядчика по созданию двигателей для своего самолета – пожалуй, наиболее критичного элемента всех подобных разработок. Как известно, до недавнего времени компания сотрудничала по силовой установке с британской Rolls-Royce, но в конце августа этого года та заявила о выходе из проекта. Теперь двигатель для Overture, названный Symphony («Симфония»), будет разрабатывать подразделение Florida Turbine Technologies (FTT) американской компании Kratos Defense & Security Solutions, ставшей известной в последнее время благодаря построенному ею в 2019 году по заказу ВВС США демонстратору малозаметного дозвукового реактивного боевого беспилотного летательного аппарата XQ-58A Valkyrie.

16 ноября 2022 г. в Космическом центре им. Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде стартовала сверхтяжелая ракета-носитель SLS с новым космическим кораблем Orion. Так началась первая миссия (пока еще без людей на борту) по программе возвращения американцев на Луну, получившей название Artemis.

Страница 7 из 73