На Восточном экономической форуме сегодня между ОАК и группой «Аэрофлот» было подписано соглашение о намерениях по поставкам в лизинг в течение 2023–2030 годов беспрецедентного количества пассажирских самолетов российского производства – в общей сложности 339 авиалайнеров. В это число должны войти 210 среднемагистральных МС-21-310 и 40 Ту-214, а также 89 региональных (ближнемагистральных) SSJ-NEW. Сообщалось, что первые два SSJ-NEW планируется передать заказчику уже в 2023 году, а первые шесть МС-21-310 и семь Ту-214 – «начиная с 2024 года». Глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что первые твердые контракты на поставку самолетов в 2023–2025 годах предполагается заключить до конца текущего года.

Китайская корпорация COMAC поставила заказчику 75-й по счету реактивный региональный авиалайнер ARJ21-700. Самолет с серийным №190 поступил 25 августа в авиакомпанию China Southern, став 11-м в ее парке и девятым ARJ21, сданным в эксплуатацию в этом году.

Стоит заметить, что с начала января по конец июня в поставках ARJ21 наблюдалась пауза. Ее причинами назывались антиковидные ограничения и периодические локдауны в ряде крупных городов КНР, существенно нарушившие логистические цепочки. Но в оставшиеся летние месяцы COMAC стала стремительно наверстывать упущенное: одну машину передали в Chengdu Airlines, по две – в Air China и OTT Airlines («дочка» China Eastern) и четыре – в China Southern. Три из них впервые взлетели еще в конце прошлого года, остальные – уже в этом.

Бразильская компания Embraer вчера сообщила о том, что приступила к летным испытаниям первого среднего военно-транспортного самолета KC-390, построенного для зарубежного заказчика – ВВС Португалии. До сих пор такие машины, имеющие грузоподъемность до 26 т и возможность использования в качестве заправщиков, поставлялись только военно-воздушным силам Бразилии: первые две были введены в строй в сентябре и декабре 2019 года, третья и четвертая – в июне и декабре 2020-го, пятая – в декабре 2021-го. В распоряжении разработчика пока находится головной серийный KC-390 (№3900003), взлетевший в октябре 2018 года и заменивший на испытаниях первый из двух опытных экземпляров самолета (тот поднялся в воздух 3 февраля 2015-го, но был поврежден при посадке 5 мая 2018-го), позднее он также будет поставлен бразильским военным.

№ 5-6/2022 (209-210)

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ

Российские компании могут получить 11 ранее выпущенных Ту-204/214, Ил-96 и Ан-124

О «дебермудизации» российских «иномарок»

Возобновились поставки ARJ21

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

SSJ-New готовится к сборке

МС-21 стали летать чаще

Новые вертолетные двигатели «Климова»

Российский рынок гражданских вертолетов

БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИЯ

Вертолеты без пилотов. О современном состоянии работ по БЛА ВТ в России

БЛА вертолетного типа за рубежом

КОСМОНАВТИКА

Starliner долетел до МКС

29 августа в китайской провинции Хубэй близ г. Цзинмэнь состоялся первый полет с воды модифицированного противопожарного турбовинтового самолета-амфибии AG600M. Машина является вторым летным экземпляром амфибии AG600 Jiaolong («Цзяолун», что можно перевести как «Водяной дракон»), спроектированной в НИИ специальной техники Китайской авиастроительной корпорации AVIC и строящейся на заводе компании Zhuhai Yanzhou Aircraft Corporation объединения China Aviation Industry General Aircraft (CAIGA) корпорации AVIC в Чжухае.

Сегодня днем на ВДНХ состоится торжественное открытие после реставрации одного из наиболее известных экспонатов выставки – самолета Як-42. Он был установлен на площади Промышленности более 40 лет назад – в сентябре 1981 года, но в прошлом десятилетии подвергался различным дизайнерским экспериментам, вызывавшим сожаление у ценителей отечественной авиационной истории. И вот теперь, наконец, самолету возвращены его «родная» окраска и оригинальный бортовой регистрационный номер СССР-42304. Именно в таком виде он представлял советскую авиапромышленность на авиасалоне в Ле-Бурже в июне 1979 года.

Планировавшийся на сегодня первый запуск к Луне новейшего американского многоразового космического корабля Orion (пока еще без экипажа на борту) по программе Artemis отложен. Двухчасовое пусковое окно открывалось в 15.33 по московскому времени, но уже после заправки носителя SLS компонентами топлива обнаружились быстрое нарастание льда между кислородным и водородным баками первой ступени и потеря герметичности в одном из четырех ее маршевых двигателей. В результате, предстартовый отсчет пришлось остановить. Если инженерам удастся быстро устранить возникшие проблемы, то следующую попытку пуска можно будет выполнить 2 сентября.

Объединенная двигателестроительная корпорация планирует получить сертификат типа на двигатель ПД-8, который предполагается устанавливать на самолеты SSJ-NEW и Бе-200, в июне 2023 года – об этом вчера заявил заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин, передает ТАСС. «Мы провели испытания первых опытных образцов. Следующий этап – испытания нового двигателя в составе летающей лаборатории. Далее – передача двигателей для испытаний в составе SSJ-NEW. К концу следующего года планируется полная сертификация с самолетом», – сообщил он агентству.

В Ульяновске завершилась окраска после проведения «тяжелой» формы технического обслуживания пассажирского авиалайнера Ту-204-100Е (CU-T1702) кубинской авиакомпании Cubana. Как следует из комментариев к размещенному на видеохостинге youtube ролику о выкатке свежеокрашенного самолета из цеха ульяновского предприятия «Спектр-Авиа», это произошло 19 августа. Теперь машине предстоит пройти испытания, после чего она сможет вернуться на Кубу и снова начать возить пассажиров.

Производство первых в России двухконтурных турбореактивных двигателей сверхбольшой тяги, создаваемых в рамках программы ПД-35, начнется на несколько лет позже, чем планировалось ранее. Об этом сообщил в интервью телеканалу «Звезда» в рамках форума «Армия-2022» заместитель генерального директора ОДК по управлению НПК «Пермские моторы», управляющий директор – генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев. Он объяснил это необходимостью концентрации имеющихся ресурсов на обеспечении крупносерийного выпуска двигателей ПД-14 для новых среднемагистральных лайнеров МС-21-310 и ТРДД семейства ПС-90А для самолетов Ту-214, Ил-76МД-90А и Ил-96. По его словам, к концу нынешнего десятилетия пермским моторостроителям предстоит выйти на беспрецедентные объемы производства – до 160 ПД-14 и 120 ПС-90А в год. Кроме того, «Пермские моторы» участвуют в программе ПД-8 для региональных самолетов SSJ-NEW и будут поставлять закрепленные за ними в рамках кооперации предприятий ОДК узлы на окончательную сборку таких двигателей в «ОДК-Сатурн» в Рыбинске.

Страница 8 из 71