16 октября 2020 г. успешно завершилось продолжавшееся в течение четырех месяцев дежурство российских самолетов-амфибий Бе-200ЧС на территории Турции, где они принимали участие в борьбе с природными пожарами по контракту с Министерством сельского и лесного хозяйства Турецкой Республики. Два самолета Бе-200ЧС (один, принадлежащий ТАНТК им. Г.М. Бериева, и второй из состава авиации МЧС России) прибыли в Турцию в начале нынешнего лета и с 16 июня приступили к дежурству в окрестностях Антальи, Измира и Бодрума. Подписание договора оказания услуг по борьбе с природными пожарами и отправка самолетов в Турцию были организованы Объединенной авиастроительной корпорацией при содействии Министерства промышленности и торговли России, МЧС России и активной поддержке представительства госкорпорации «Ростех» в Анкаре.

№ 9-10/2020 (189-190)

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Ту-95МСМ вышел на испытания                                                                                        

На поточной линии «Авиастара» собран первый фюзеляж Ил-76МД-90А                         

«Аэроприбор-Восход» – для вертолетов                                                                          

БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИЯ

«Большие» беспилотники «Кронштадта». Репортаж с форума «Армия-2020»                                                                                    

ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЕ

Восемь десятилетий КВЗ                                                                                   

ДВИГАТЕЛИ

АПД: курс на отечественные образцы. О новых российских авиационных поршневых двигателях                                               

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

FVL: вертолеты будущего для Армии США                                                                  

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ

«Регионалы» в российском небе – 2020

19 сентября 2020 г. на аэродроме Орешково близ г. Воротынск Калужской области прошел Кубок России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1» на реактивных самолетах. Задачей соревнования стало максимально быстрое преодоление замкнутой трассы в виде восьмерки, соблюдая правила прохождения четырех воздушных ворот, образованных 25-метровыми надувными пилонами. «Русские авиационные гонки» проводятся в нашей стране уже третий год подряд, но если раньше в них принимали участие только поршневые самолеты типа Як-52, Як-55 и Су-26, то в этот раз 11 пилотов впервые соревновались на реактивных машинах – популярных учебно-тренировочных L-29 и L-39, а также ставшем сенсацией нынешнего Кубка России самолете с крылом обратной стреловидности СР-10, разработанном в частном российском конструкторском бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ»).

Со второй половины ХХ века американская Армия (Сухопутные войска) неразрывно связана с вертолетами – боевыми, транспортно-десантными, разведывательными и рядом других, без которых уже не мыслимо ведение боевых действий. В войне будущего винтокрылым машинам прочат не менее значительную роль, при этом перспективные вертолеты должны стать более универсальными и технологичными. Командованием Сухопутных войск США сформирован амбициозный план радикальной реформы своего вертолетного парка, известный как Future Vertical Lift (FVL), в рамках которого нынешней весной в стадию практической реализации перешли две программы. По одной из них, именуемой FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft), сейчас на конкурсной основе создается перспективный разведывательно-ударный вертолет, который станет преемником уже снятых в 2017 г. с вооружения легких вертолетов наблюдения, разведки и непосредственной поддержки Bell OH-58D Kiowa, заменив в армейской авиации и часть более тяжелых ударных Boeing AH-64 Apache. По другой, FLRAA (Future Long-Range Assault Aircraft), проектируется десантно-штурмовая винтокрылая машина увеличенной дальности полета, призванная прийти на смену средним многоцелевым Sikorsky UH-60 Black Hawk. Финалистами тендера по программе FARA в марте 2020 г. названы проекты вертолетов  Bell 360 Invictus и Sikorsky Raider X, сравнительные летные испытания прототипов которых должны начаться осенью 2022 г., победителя предстоит выбрать через год, а его серийные поставки в войска ожидаются с 2028 г. Двумя соперниками по программе FLRAA в марте этого года стали компании Bell и Sikorsky (совместно с Boeing), которые предложили проекты конвертоплана и скоростного соосного вертолета комбинированной схемы на основе уже проходящих летные испытания технологических демонстраторов Bell V-280 Valor и Sikorsky/Boeing SB-1 Defiant соответственно. Выбор одного аппарата для дальнейшей реализации на основе сравнительных испытаний демонстраторов предполагается завершить к началу 2022 г., первый опытный образец должен быть готов к 2025 г., а серийные поставки планируется начать в 2030 г.

До наступления кризиса авиаперевозок, вызванного разразившейся в начале этого года пандемией коронавируса, региональная авиация России продолжала свое поступательное развитие. За прошлый год реактивными и турбовинтовыми региональными  самолетами с числом мест от 20 до 120 в нашей стране было перевезено 12,7 млн пассажиров – на 12% больше, чем годом ранее. При этом вклад «регионалов» в общий объем внутренних воздушных пассажирских перевозок возрос за год с 13% до более 17%, что определялось, в первую очередь, увеличением парка новых отечественных самолетов SSJ100 и интенсивности их полетов, а также ростом производственных показателей эксплуатируемых авиакомпаниями S7 Airlines и «Икар» бразильских региональных лайнеров Е170 и Е190. На их фоне перевозки другими реактивными самолетами подобного класса (CRJ-100/200, Як-42Д, Ан-148-100Е) демонстрировали некоторое снижение, у турбовинтовых ATR-42/72 франко-итальянского производства и канадских DHC-8 наблюдался слабо выраженный рост, а давно уже приблизившиеся к «пенсионному» возрасту Ан-24 уже не первый год подряд показывают неуклонное падение объемов работы.

О новых российских авиационных поршневых двигателях

Пять лет назад наш журнал опубликовал обзор «ROTAXозамещение. Российские поршневые двигатели для легкой авиации и БЛА» (см. «Взлёт» №11/2015, с. 14–21), в котором рассматривалась ситуация, сложившаяся на рынке силовых установок для новых отечественных легких гражданских самолетов и беспилотных летательных аппаратов. Сегодня, по прошествии этого времени, приходится констатировать: серийных авиационных поршневых двигателей мощностью от 80 до 500 л.с. полностью российской разработки пока еще не появилось. Тем не менее, существенный прогресс в этой области все же наметился: работы по созданию подобных силовых установок, ведущиеся в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ) уже начали получать практическое воплощение. На прошедшем в конце августа в Подмосковье Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» были продемонстрированы некоторые результаты: на стенде  Уральского завода гражданской авиации (АО «УЗГА»), с которым ЦИАМ сотрудничает по этим программам, был впервые представлен натурный образец восьмицилиндрового V-образного двигателя-демонстратора АПД-500 мощностью 500 л.с., созданного на базе автомобильного мотора реализуемого НАМИ проекта Единой модульной платформы «Кортеж». Здесь же можно было увидеть экспериментальные экземпляры оппозитного двигателя АПД-80 и роторно-поршневых РПД-100Т и РПД-150Т. Ожидается, что в следующем году опытный АПД-500, уже прошедший серию стендовых отработок, сможет поступить на летные испытания на борту летающей лаборатории и затем будет запущен в серийное производство.

Репортаж с форума «Армия-2020»

Одной из наиболее посещаемых экспозиций прошедшего в конце августа в Подмосковье Международного военно-технического форума «Армия-2020» в конгрессно-выставочном центре «Патриот» стала стоянка беспилотных летательных аппаратов компании «Кронштадт». Накануне выставки предприятие сообщило в пресс-релизе,  что «покажет линейку беспилотных летательных аппаратов тяжелого класса – четыре крупноразмерных БЛА с взлетной массой от одной до семи тонн, среди которых как уже созданные, так и перспективные летательные аппараты, разрабатываемые в интересах Минобороны России и на экспорт». Помимо уже известного средневысотного БЛА большой продолжительности полета «Орион» впервые демонстрировались созданный как его развитие двухмоторный разведывательно-ударный аппарат «Сириус» и концепт перспективного скоростного реактивного ударного БЛА «Гром», а также полноразмерный макет тяжелого беспилотного аппарата радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД» (в гражданском варианте и еще без названия подобный БЛА дебютировал годом ранее на авиасалоне МАКС-2019). Впервые вместе со своими новыми беспилотниками «Кронштадт» показал широкую номенклатуру управляемого и неуправляемого вооружения собственной разработки и других производителей, которое сможет применяться с «Ориона», «Сириуса» и «Грома».

В начале сентября этого года одно из ведущих предприятий холдинга «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех» – Казанский вертолетный завод – отметило свое 80-летие. Именно здесь, в Казани, с изготовления первой партии легких транспортно-связных Ми-1 в 1951 г. началось отечественное серийное вертолетостроение. Через два года завод приступил к выпуску более крупных Ми-4, а с 1965 г., вот уже 55 лет строит популярнейшие во всем мире средние многоцелевые машины семейства Ми-8 (Ми-17), претерпевшие за эти годы огромное число модификаций и модернизаций. Новый этап в жизни КВЗ начался на рубеже нового столетия, когда на предприятии было создано собственное конструкторское бюро, разработавшее легкий многоцелевой вертолет «Ансат», ставший сегодня одним из наиболее востребованных продуктов холдинга «Вертолеты России» в своем классе. Наряду с расширением поставок «Ансатов» и продолжением производства новых версий прославленных Ми-8 (Ми-17) ближайшее будущее завода связано с развитием серийного выпуска новых многоцелевых вертолетов Ми-38 так называемого «средне-тяжелого» класса, первые из которых недавно уже отправились к заказчикам. К юбилею КВЗ подошел, имея в своем активе более 11,6 тыс. построенных вертолетов, которые летают в 92 странах мира, и современный производственный комплекс, претерпевший в последние годы серьезную модернизацию.

№ 7-8/2020 (187-188)

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

«Сухой» готов к началу поставок Су-57 и новому заказу на Су-35С             

«Иркут» получит новые контракты на Су-30СМ2 и Як-130              

Модернизированный Ми-35П готов к серийному производству

Ми-26Т2В проходит совместные испытания         

Модернизированный Ка-52М поступил на летные испытания        

Начаты испытания «спецназовского» Ми-8АМТШ-ВН     

«Ансат» сертифицирован для обучения гражданских пилотов        

АВИОНИКА

«Аэроприбор-Восход» – для военной авиации                                  

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

Морская авиация получила первый Бе-200                                      

В небе над Невой. Репортаж с Главного военно-морского парада                                     

Гиперзвуковые амбиции Америки. О программах разработки гиперзвукового оружия в ВВС США        

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА

«Алмаз – Антей» представляет новинки на «Армии-2020»           

ИСТОРИЯ

К 125-летию П.О. Сухого                                                                       

КОСМОНАВТИКА

«Дракон» – в «гнезде». Завершилась первая пилотируемая миссия SpaceX                              

КОНТРАКТЫ И ПОСТАВКИ

Вертолеты «Ми» на Балканах. Часть 1. Югославская история

Как сообщили 25 августа 2020 г. в Объединенной авиастроительной корпорации, на входящем в состав Дивизиона транспортной авиации ОАК ульяновском АО «Авиастар-СП» завершилась автоматизированная стыковка первого фюзеляжа тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А по бесстапельной технологии на новой поточной линии сборки. Фюзеляж был выгружен из станции стыковки отсеков и заложен в следующую, где производится монтаж трубопроводных систем.

Страница 20 из 72