В начале этого года Объединенная авиастроительная корпорация официально сообщила о заключении договоров со своими дочерними предприятиями – Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина и РСК «МиГ» – на проведение опытно-конструкторских работ и подготовку серийного производства по программе модернизированного турбовинтового регионального пассажирского самолета Ил‑114‑300. Тем самым, дан практический старт долгое время обсуждавшемуся проекту организации серийного выпуска самолетов Ил‑114 на территории России, которые предполагается поставлять как авиакомпаниям, так и различным государственным заказчикам, а также (в специальных вариантах) – на экспорт. Как известно, ранее, с 1990 г., самолеты Ил‑114 строились в Ташкенте, но в 2012 г., в связи с перепрофилированием завода и отсутствием новых коммерческих заказов, их выпуск был свернут. Коммерческая эксплуатация в России двух Ил‑114 продолжалась в авиакомпании «Выборг» до 2010 г. (с тех пор обе машины находятся на хранении в аэропорту Пскова). Единственным оператором Ил‑114 в нашей стране сегодня остается Научно-производственное предприятие «Радар ммс», использующее с 2005 г. для проведения испытаний различных радиоэлектронных систем своей разработки летающую лабораторию Ил‑114ЛЛ (бортовой №91003). В связи с этим, с учетом предстоящего возобновления производства Ил‑114 в России и перспектив его поставок госзаказчикам в различных специальных вариантах исполнения, более чем 12‑летний опыт эксплуатации Ил‑114ЛЛ компанией «Радар ммс» не может не представлять интереса. На недавнем авиасалоне МАКС‑2017, традиционным участником которого стала эта машина, «Взлёту» удалось поговорить об Ил‑114 и его перспективах с руководством предприятия и его летно-испытательной базы.
Ил‑114 разрабатывался в ОКБ им. С.В. Ильюшина как турбовинтовой региональный самолет для перевозки до 64 пассажиров. Первый полет опытного образца Ил-114 №01‑01 с двигателями ТВ7-117С (2х2500 л.с.) состоялся 29 марта 1990 г. Всего было построено два опытных летных экземпляра (второй, №01‑03, был потерян в катастрофе в Жуковском 5 июля 1993 г.) и по одному образцу для статических и ресурсных испытаний.
В настоящее время в коммерческой эксплуатации в авиакомпаниях России и ряда зарубежных стран находится уже около сотни российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100. Все они оснащаются двигателями SaM146 разработки и производства PowerJet, французско-российского совместного предприятия с равным долевым участием компаний Safran Aircraft Engines и «ОДК – Сатурн». На авиасалоне МАКС‑2017 «Взлёт» встретился с президентом компании PowerJet Марком Сорелем и попросил его рассказать о текущем состоянии программы SaM146, вариантах ее дальнейшего развития и перспективах французско-российского сотрудничества в области авиадвигателестроения.
Как заявил в интервью телеканалу «Звезда» накануне отмечавшегося 12 августа этого года 105-летия отечественных ВВС Главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев, прототип модернизированного стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160М2, чей серийный выпуск планируется организовать на Казанском авиационном заводе компании «Туполев», должен подняться в воздух весной 2018 г. «Согласно плану работ, первый полет этот самолет должен будет выполнить в марте следующего года», – сказал генерал Бондарев.
Неизменными участниками летной программы всех авиасалонов МАКС, начиная с 2011 г., являются опытные образцы новейшего российского истребителя пятого поколения, создаваемого компанией «Сухой» по программе разработки Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Нынешней весной к испытаниям был подключен девятый опытный экземпляр (№509), ставший восьмым летным образцом самолета. Его первый полет состоялся 25 апреля 2017 г. На МАКС-2017 он демонстрировался руководителям правительства и Минобороны в специальном закрытом павильоне. А два других самолета практически ежедневно принимали участие в летном показе: летчики-испытатели «Сухого» Сергей Богдан и Сергей Чернышев проводили на них имитацию воздушного боя с демонстрацией преимуществ сверхманевренных возможностей истребителя.
21 июля 2017 г. в московском аэропорту Домодедово приземлился первый в нашей стране среднемагистральный пассажирский лайнер Airbus A320neo, несущий новую ливрею авиакомпании «Сибирь» (летает под брендом S7 Airlines). Этот перевозчик стал первым российским заказчиком новинки западноевропейского авиастроителя и планирует в ближайшие годы получить не менее двух десятков А320neo и А321neo. Торжественная церемония передачи первой машины, получившей регистрацию VQ-BCF (серийный номер MSN 7629), состоялась на заводе Airbus в Тулузе в тот же день, незадолго до ее вылета в Москву. Уже 24–25 июля новый лайнер выполнил первые коммерческие рейсы под флагом «Сибири» из Домодедово в Иркутск и обратно. А свой самый первый полет в Тулузе он совершил всего за 17 дней до поставки – 4 июля.
Турецкий средиземноморский курорт Анталья хорошо известен в России как одно из самых излюбленных мест отдыха наших туристов. Аэропорт Антальи по объему воздушных перевозок стоит третьим в рейтинге турецких аэропортов и имеет хорошие перспетивы для роста. Прекрасно развитая туристическая инфраструктура, благоприятный климат, богатые возможности для осмотра достопримечательностей региона и географическое положение на стыке Европы и Азии предопределили выбор Антальи как места проведения первого в Турции крупного международного авиашоу, которое состоится 25–28 апреля 2018 г. Мероприятие получило название «Авиашоу Евразии» и будет проходить под эгидой администрации президента Турции, что подчеркивает большое значение, которое власти страны придают этому событию.
В рамках Международного военно-технического Форума «Армия-2017» будет организована специализированная выставка трофейного оружия, заявили в Минобороны РФ.
Дебютантом нынешнего авиасалона МАКС-2017 стал новый учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки Як-152, разработанный ОКБ им. А.С. Яковлева и построенный на Иркутском авиационном заводе корпорации «Иркут». Первый опытный Як-152 (№0001) поднял в воздух в Иркутске 29 сентября 2016 г. летчик-испытатель Василий Севастьянов. Эта машина с бортовым №01 участвовала в летной программе авиасалона. А второй опытный экземпляр Як-152 (№0002), получивший яркую красно-бело-желтую окраску в стилистике спортивных самолетов А.С. Яковлева прошлых лет, демонстрировался на статической стоянке.
Прошедший с 18 по 23 июля этого года в подмосковном Жуковском 13‑й Международный аэрокосмический салон МАКС‑2017 оказался насыщенным встречами, переговорами и соглашениями о сотрудничестве в области космонавтики. И хотя выставка в этот раз не могла похвастаться каким-то особым «фейерверком» космических новинок, руководители отрасли и ее ведущих предприятий были как никогда открыты к общению и ответам на вопросы журналистов, провели целую серию пресс-конференций и презентаций, поведав об основных актуальных планах и изменениях в действующих программах отечественной космонавтики.