МС-21 – в воздухе!

МС-2128 мая 2017 г. в Иркутске состоялся первый испытательный полет новейшего российского ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300. Около 11.15 местного времени первый опытный образец МС-21-300 (№0001, бортовой регистрационный номер 73051) оторвался от взлетно-посадочной полосы Иркутского авиационного завода корпорации «Иркут», набрал высоту, ушел в зону летных испытаний, затем выполнил проход над ВПП, еще один разворот и успешно совершил посадку. Первый полет продолжался около 25 минут и прошел в полном соответствии с поставленным заданием, которое предусматривало оценку устойчивости и управляемости, проверку работоспособности основных бортовых систем и оборудования. Пилотировал МС-21 экипаж в составе старшего летчика-испытателя ОКБ им. А.С. Яковлева Героя России Олега Кононенко и заместителя генерального директора ОКБ им. А.С. Яковлева по летным испытаниям Заслуженного летчика-испытателя Российской Федерации Героя России Романа Таскаева. В первом полете МС-21-300 №0001 сопровождали два самолета Як-130, с которых велась фото-видеосъемка опытного лайнера.


Напомним, торжественная церемония выкатки первого МС-21-300 состоялась в Иркутске 8 июня 2016 г. За ней последовал продолжавшийся около 10 месяцев этап цеховой отработки и испытаний бортовых систем, параллельно велись статические испытания агрегатов планера самолета, был изготовлен и поступил на испытания в ЦАГИ статический образец машины (МС-21-300 №0002), проводился огромный объем исследований на различных стендах и моделирующих комплексах.

28 апреля 2017 г., после завершения этапа цеховой отработки бортовых систем, первый летный образец МС-21-300 был выкачен из сборочного цеха Иркутского авиационного завода и передан для дальнейших испытаний на заводскую летно-испытательную станцию. Здесь, в условиях аэродрома, на нем продолжились наземные отработки топливной системы и другого бортового оборудования, был проведен первый запуск вспомогательной силовой установки, а затем и маршевых двигателей PW1400G-JM.

13 мая на аэродроме Иркутского авиазавода состоялись первые рулежки, а затем пробежки самолета.

МС-21«В настоящее время специалистами ПАО «ОАК» выполнен полный комплекс работ по подготовке самолета МС-21 к началу летных испытаний. 13 мая на аэродроме в г. Иркутск были выполнены первые рулежки и пробежки летного экземпляра самолета. Летные испытания машины начались, подготовка к первому вылету идет согласно утвержденном графику», – заявил в связи с этим министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

19 мая экипаж МС-21 выполнил первую скоростную пробежку с отрывом передней стойки. 25 мая в ЛИИ им. М.М. Громова состоялся Методический совет, который рассмотрел все представленные разработчиком самолета материалы по проекту и проведенным испытательным работам и выдал разрешение на проведение первого вылета. В субботу, 27 мая, на аэродроме Иркутского авиазаводе была выполнена контрольная скоростная пробежка, и, наконец, незадолго до полудня воскресного дня 28 мая 2017 г. первый МС-21-300 успешно совершил свой первый испытательный полет.

На очереди у нового лайнера – еще ряд полетов в рамках программы предварительных испытаний в Иркутске, после чего планируется его перебазирование в подмосковный Жуковский, где создается отвечающий всем современным стандартам и оснащаемый новейшим испытательным оборудованием Летно-испытательный и доводочный комплекс ОКБ им. А.С. Яковлева (входит в корпорацию «Иркут»). Очень бы хотелось надеяться, что перелет МС-21-300 в Жуковский удастся провести до середины нынешнего лета – тогда новейший российский авиалайнер сможет стать участником открывающегося 18 июля Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 и, вне всяких сомнений, – главной его «звездой».

На Иркутском авиационном заводе корпорации «Иркут» тем временем завершается постройка второго летного образца МС-21-300 – самолета №0003, ведется изготовление третьего летного прототипа (№0004) и образца для ресурсных испытаний (№0005). Всего в программе сертификационных испытаний МС-21-300 предполагается задействовать четыре летных образца, на которых в течение 2017–2019 гг. предстоит выполнить в Иркутске и Жуковском более 1700 испытательных полетов. Как заявлял вице-президент корпорации «Иркут» по маркетингу и продажам гражданской авиационной техники Кирилл Будаев, программа сертификационных испытаний рассчитана на получение российского сертификата типа на базовую версию МС-21 примерно через два года после выполнения первого полета. Таким образом, если все пойдет по плану, сертификацию МС-21-300 можно ожидать в 2019 г.

Заявка на сертификацию МС-21-300 была подана корпорацией «Иркут» в Росавиацию (Авиарегистр РФ) в июле 2016 г. (ранее, с 2013 г., сертификационными работами по МС-21 в России занимался Авиарегистр МАК). А в октябре 2016 г. компания подала документы на валидацию будущего российского сертификата типа Европейским агентством авиационной безопасности EASA.

Первые опытные образцы МС-21-300 оснащаются новейшими американскими редукторными турбовентиляторными двигателями PW1431G-JM компании Pratt & Whitney тягой 14,3 тс. Они уже сертифицированы Федеральной авиационной администрацией США (FAA) – сертификат типа на этот двигатель выдан компании International Aero Engines (IAE, совместное предприятие американской Pratt & Whitney, японской JAEC и германской MTU) 6 мая 2016 г. В сентябре 2016 г. американский сертификат на PW1431G-JM (наряду с девятью вариантами модели PW1100G-JM для самолетов семейства А320neo) был валидирован в России Авиарегистром МАК, выдавшим сертификат типа СТ361-АД. Первые два PW1431G-JM для МС-21-300 №0001 были поставлены в Иркутск еще во второй половине 2015 г.

Альтернативный отечественный вариант маршевой силовой установки для МС-21 – создаваемый Объединенной двигателестроительной корпорацией ТРДД нового поколения ПД-14 – в настоящее время проходит масштабную программу стендовых и летных испытаний. Сертификация ПД-14 в России запланирована на 2018 г., после чего может состояться первый полет МС-21 с такими двигателями. В мае 2017 г. Объединенная двигателестроительная корпорация сообщила об успешном завершении второго этапа летных испытанимй ПД-14 на борту летающей лаборатории Ил-76ЛЛ в Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова. Выступая с презентацией программы ПД-14 на Международном форуме двигателестроения МФД-2016 в апреле прошлого года в Москве, Генеральный конструктор пермского ОАО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев заявлял, что российский сертификат типа на ПД-14 планируется получить в апреле 2018 г., а европейский – в 2019 г. (заявка на валидацию российского сертификата в EASA к тому моменту уже была подана), при этом первый полет МС-21 с ПД-14, по его словам, может состояться уже в июне 2018 г.

Базовая версия лайнера МС-21-300, чьи летные испытания начались в мае этого года, рассчитана на перевозку до 211 пассажиров на расстояние до 5900 км. При типовой двухклассной конфигурации салона МС-21-300 сможет принимать на борт 163 пассажира (16 кресел в бизнес-классе и 147 – в «экономе»), при стандартной одноклассной компоновке (шаг кресел – 32 дюйма) – 181. Модификация МС-21-200 с укороченным на 5,5 м фюзеляжем рассчитана на перевозку до 176 пассажиров на расстояние до 6000 км (135 пассажиров при двухклассной компоновке, включая 12 мест в бизнес-классе, и 153 – при типовой одноклассной с шагом кресел 32 дюйма). Максимальная взлетная масса МС-21-300 определена в 79 250 кг, укороченного МС-21-200 – в 72 390 кг.

Портфель твердых заказов на МС-21 в настоящее время включает 175 машин. Из них 50 законтрактованы лизинговой компанией «Авиакапитал-Сервис» (дочернее предприятие госкорпорации «Ростех») для «Аэрофлота», а еще 35 (с двигателями ПД-14) – для государственных заказчиков. Договор еще на 50 машин заключен с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.», на 30 – с компанией «ВЭБ-лизинг». Помимо «Аэрофлота», стартовым эксплуатантом МС-21 может стать авиакомпания «Ред Вингс», которая планирует получить самолеты, заказанные ИФК. Кроме того, у корпорации «Иркут» есть прямой контракт с авиакомпанией «ИрАэро» на 10 самолетов. Ведутся переговоры с большим числом других авиаперевозчиков, с рядом из них уже заключены предварительные соглашения.

 

(Фото: Алексей Коршунов)

 

Для добавления коментария необходимо авторизоваться на главной странице.
Регистрация нового пользователя.

© ВЗЛЕТ, 2004-2013. При полной или частичной перепечатке материалов ссылка на www.take-off.ru обязательна.