МС-21 готовится к первому полету

MS-21Важнейшим событием нынешнего года в гражданском авиастроении России должно стать начало летных испытаний перспективного ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21, создание которого ведет корпорация «Иркут». Торжественная выкатка первого летного образца МС-21-300 состоялась в Иркутске 8 июня 2016 г., после чего он поступил на наземные испытания, отработки и доводки установленного на нем оборудования. В декабре прошлого года на самолете были начаты частотные испытания, прохождение которых является обязательным этапом перед первым полетом. Одновременно в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в подмосковном Жуковском продолжаются статические прочностные и другие виды лабораторных испытаний по программе МС-21. В августе 2016 г. в ЦАГИ для этого был доставлен из Иркутска фюзеляж второго опытного экземпляра МС-21-300, а затем из Ульяновска – другие его агрегаты – консоли крыла и хвостовое оперение. К середине декабря планер МС-21-300 №0002 был полностью состыкован и готовился к началу прочностных испытаний. К этому времени в ЦАГИ уже был выполнен огромный объем испытаний отдельных агрегатов МС-21, включая натурные образцы крыла и оперения из композиционных материалов. Все результаты моделирования и натурных испытаний, проводимых корпорацией «Иркут», ЦАГИ и другими предприятиями, представляются в Методический совет Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, который и примет решение о возможности осуществления первого вылета МС-21-300 №0001. Ожидается, что он состоится в Иркутске в конце мая 2017 г.


Опытные образцы
Всего в программе сертификационных испытаний МС-21-300 планируется задействовать по крайней мере четыре летных экземпляра самолета, а также образцы для статических и ресурсных испытаний. В дальнейшем к ним могут добавиться два летных экземпляра МС-21-200.

Сборка первого летного образца МС-21-300 (самолет №0001) на Иркутском авиационном заводе завершилась весной прошлого года, и 8 июня 2016 г. состоялась торжественная церемония его выкатки. После этого машина поступила на наземные испытания и отработку бортового оборудования. К концу минувшего года фюзеляж самолета был проверен на герметичность, завершился монтаж всего оборудования и систем бортовых измерений, велась отработка самолетных систем и оборудования под током. Во второй половине декабря в цеху окончательной сборки Иркутского авиазавода с участием специалистов ЦАГИ приступили к частотным испытаниям полностью укомплектованного самолета №0001.

Главная цель частотных испытаний – исключить возможность возникновения опасных аэроупругих резонансных колебаний конструкции самолета в полете. Для их проведения специальное управляемое компьютерными системами оборудование генерирует колебания основных элементов планера – крыла, фюзеляжа, мотогондол, горизонтального оперения и киля, что позволяет определить собственные частоты колебаний конструкции и уточнить критическую скорость флаттера, а также проверить влияние  системы управления самолета на колебания элементов планера, которые будут возникать в полете.

Вторым летным экземпляром МС-21-300 должен стать самолет №0003. В декабре прошлого года на Иркутском авиазаводе велась сборка его фюзеляжа. На летные испытания его планируется передать в 2017 г. Позднее к полетам присоединится третий летный образец (№0004), изготовление узлов и агрегатов которого уже полным ходом идет в Ульяновске и Иркутске, а затем и четвертый (№0006). Согласно размещенным на портале zakupki.gov.ru планам закупок корпорации «Иркут» на 2017 г., планируется также изготовление опытных летных образцов №0007 и №0011 (экземпляр №0002 предназначен для статических, а №0005 – для ресурсных испытаний).

Статиспытания
Для проведения статических прочностных испытаний построен второй опытный образец МС-21-300 – самолет №0002. Сборка его фюзеляжа на Иркутском авиазаводе была завершена минувшим летом, и 12 августа 2016 г. он был доставлен на борту тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан» в подмосковный Жуковский и поступил в ЦАГИ. Здесь в декабре прошлого года была завершена сборка его планера: к фюзеляжу пристыковали консоли крыла и хвостовое оперение, велись работы по подготовке к комплексным прочностным испытаниям – устанавливались специальные средства измерений и устройства для нагружения.

Суть статических прочностных испытаний  сводится к созданию нагрузок на конструкцию самолета, эквивалентных действующим на всех режимах полета, с регистрацией ее напряженно-деформированного состояния. На первом этапе планер будет испытан до эксплуатационных нагрузок (максимально возможных на самолете в реальных полетах). Затем прочность конструкции будет исследована при нагрузках, превышающих эксплуатационные. Необходимый уровень прочности самолета и безопасности его полета будет подтвержден при условии, что конструкция выдержит эти нагрузки. У ЦАГИ имеется богатый опыт проведения подобных испытаний. Аналогичным образом в статическом зале института в свое время уже были испытаны планеры самолетов Ту-204, Ту-334, Ил-114, SSJ100, вертолета Ми-26, возвращаемого орбитального корабля «Буран» и др.

Стоит заметить, что до начала статических испытаний полноразмерного МС-21-300СИ №0002, на ранних этапах реализации программы МС-21, в ЦАГИ уже прошли проверку несколько сотен конструктивно-подобных образцов, имитирующих работу основных силовых элементов конструкции. Полученные результаты позволили успешно провести испытания ряда натурных агрегатов самолета, а также четырех прототипов кессона крыла. Так, уже завершены испытания на статическую прочность композитных кессонов киля и стабилизатора, носового отсека фюзеляжа, опор шасси, агрегатов механизации крыла и оперения:  закрылков, элеронов, воздушных тормозов, интерцепторов, рулей высоты и направления. Продолжаются испытания полноразмерного кессона крыла.

В рамках повторно-статических (ресурсных) испытаний в ЦАГИ в настоящее время проходят проверки отсек и конструктивно-подобные панели фюзеляжа. Ресурсные испытания позволяют спрогнозировать поведение конструкции при повторяющихся нагрузках, характерных для типовой эксплуатации самолета. В этих работах, помимо ЦАГИ, задействуется также рижское предприятие «Авиатест». К концу прошлого года в ходе ресурсных испытаний отсек цилиндрической (регулярной) части фюзеляжа успешно выдержал уже 47 тыс. циклов нагружения (каждый из которых соответствует одному реальному полету), а хвостовой отсек фюзеляжа – 240 тыс. циклов. Ресурсные испытания продолжаются. Позднее на них поступит специально построенный полноразмерный ресурсный образец самолета – МС-21-300РИ №0005.

Кроме того, проводятся испытания на стойкость конструкции лайнера к внешним воздействиям.  Так, уже  успешно завершены испытания на столкновение с птицей на максимальной скорости носовой части фюзеляжа и киля. Ведется подготовка испытаний на птицестойкость стабилизатора. На стендах с положительным результатом завершены сертификационные испытания лобового остекления, радиопрозрачного носового обтекателя и створок передней опоры шасси на прямое воздействие молнии и статического электричества. Готовятся климатико-прочностные испытания на статику и ресурс агрегатов механизации крыла и хвостового оперения.

Стендовая отработка
Натурной отработке бортовых систем и оборудования в составе опытных образцов МС-21 предшествовал огромный объем исследований на более чем сотне специальных стендов (включая четыре интеграционных) в корпорации «Иркут», ГосНИИАС и ряде других организаций.

Так, на стенде гидросистемы и механизмов с полунатурным моделированием комплексной системы управления и системы управления общесамолетным оборудованием (ГМ-КСУ) «Железная птица» в ГосНИИАС уже завершен первый этап испытаний функционирования шасси МС-21 – отработаны его выпуск, уборка и управление передней опорой. Идет тестирование комплексной системы управления и гидросистемы.

На стенде системы электроснабжения (СЭС) выполнен полный объем функциональных испытаний штатной работы системы электрооборудования в обеспечение первого полета. Завершаются испытания по отработке отказов и нештатных ситуаций.

На стенде электронного и полунатурного моделирования комплексной системы управления (КСУ) выполнен полный объем исследований по разработке и оценке летчиками-испытателями алгоритмов и аппаратуры вычислителя и органов ручного управления самолетом и двигателями при имитации полетов по программе раздела «Полет» российских Норм летной годности АП-25. Выполняется независимое тестирование реального вычислителя управления полетом и подготовка экипажей к первому вылету.

На комплексном стенде бортового оборудования (КБО) «Электронная птица» в ГосНИИАС отрабатывается интеграция всех электронных бортовых систем самолета. На стенде прототипирования в составе «Электронной птицы» ведется разработка и сопровождение общей идеологии индикации и сигнализации в кабине экипажа МС-21.

Летные испытания и сертификация
Все результаты предварительных наземных испытаний, проводимых на опытных образцах самолета и многочисленных стендах в корпорации «Иркут», ЦАГИ, ГосНИИАС и на других предприятиях – участниках программы, представляются в Методический совет ЛИИ им. М.М. Громова, который, оценив их, выдаст заключение о готовности самолета к летным испытания и возможности выполнения первого вылета МС-21-300 №0001.

Первые рулежки и скоростные пробежки, а затем первый полет и начальный этап летных испытаний первого и последующих опытных образцов МС-21 будут выполняться на аэродроме Иркутского авиационного завода корпорации «Иркут». Основной же объем летных сертификационных испытаний самолета будет проводиться на базе Летно-испытательного и доводочного комплекса ОКБ им. А.С. Яковлева в Жуковском, где в настоящее время в специально построенном новом ангаре разворачивается комплекс обработки полетной информации.

Согласно размещенному корпорацией «Иркут» в декабре 2016 г. на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru) запросу предложений по страхованию летных испытаний МС-21, всего в течение трех лет (в 2017–2019 гг.) на четырех опытных образцах МС-21-300 планируется выполнить в Иркутске и Жуковском более 1700 испытательных полетов. Как заявлял ранее журналистам вице-президент корпорации «Иркут» по маркетингу и продажам гражданской авиационной техники Кирилл Будаев, программа сертификационных испытаний рассчитана на получение российского сертификата типа на базовую версию МС-21 примерно через два года после выполнения первого полета. Таким образом, если все пойдет по плану, сертификацию МС-21-300 можно ожидать в 2019 г.

Заявка на сертификацию МС-21-300 была подана корпорацией «Иркут» в Росавиацию (Авиарегистр РФ) в июле 2016 г. (ранее, с 2013 г., сертификационными работами по МС-21 в России занимался Авиарегистр МАК). А в октябре 2016 г. компания подала документы на валидацию будущего российского сертификата типа Европейским агентством авиационной безопасности EASA.

Двигатель PW1431G-JM тягой 14,3 тс для самолета МС-21-300 уже сертифицирован Федеральной авиационной администрацией США (FAA) – сертификат типа на него выдан компании International Aero Engines (IAE, совместное предприятие американской Pratt & Whitney, японской JAEC и германской MTU) 6 мая 2016 г. В сентябре 2016 г. американский сертификат на PW1431G-JM (наряду с девятью вариантами модели PW1100G-JM для самолетов семейства А320neo) был валидирован в России Авиарегистром МАК, выдавшим сертификат типа СТ361-АД. Первые два PW1431G-JM для МС-21-300 №0001 были поставлены в Иркутск еще во второй половине 2015 г. 

Альтернативный отечественный вариант маршевой силовой установки для МС-21 – создаваемый Объединенной двигателестроительной корпорацией ТРДД нового поколения ПД-14 – в настоящее время проходит масштабную программу стендовых и летных испытаний. Сертификация ПД-14 в России запланирована на 2018 г., после чего может состояться первый полет МС-21 с такими двигателями. Выступая с презентацией программы ПД-14 на Международном форуме двигателестроения МФД-2016 в апреле прошлого года в Москве, Генеральный конструктор пермского ОАО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев заявлял, что российский сертификат типа на ПД-14 планируется получить в апреле 2018 г., а европейский – в 2019 г. (заявка на валидацию российского сертификата в EASA к тому моменту уже была подана), при этом первый полет МС-21 с ПД-14, по его словам, может состояться уже в июне 2018 г.

 

(Фото: Корпорация «Иркут»)

 

Для добавления коментария необходимо авторизоваться на главной странице.
Регистрация нового пользователя.

© ВЗЛЕТ, 2004-2013. При полной или частичной перепечатке материалов ссылка на www.take-off.ru обязательна.