В Луховицах состоялась презентация истребителя МиГ-35

MiG-3527 января 2017 г. на территории Производственного комплекса №1 Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» в подмосковных Луховицах состоялась масштабная международная презентация новейшего многофункционального истребителя МиГ-35, создаваемого по тактико-техническому заданию Министерства обороны России и предназначенного для поставок как в отечественные ВВС, так и зарубежным заказчикам. А накануне МиГ-35 был представлен в режиме видеоконференции Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами страны – Президенту России Владимиру Путину, который одобрил проект и поздравил коллектив РСК «МиГ» и многочисленных предприятий-смежников с началом испытанием нового истребителя, выразив уверенность, что он займет достойное место в строю ВВС России и других стран. «Это действительно интересная, уникальная машина… Очень рассчитываю на то, что наша армия будет значительно усилена этой машиной – наши Военно-воздушные силы, Воздушно-космические силы. Но этот самолет имеет и хороший экспортный потенциал… Более чем в 30 странах активно эксплуатируется МиГ-29, и создана хорошая инфраструктура в этих странах для использования этого истребителя, есть подготовленные кадры. Но, разумеется, … все должно быть готово для того, чтобы предложить нашим потенциальным партнерам все необходимые в современном мире услуги по обслуживанию этой техники», – заявил российский Президент.


Как сообщалось на январской презентации в Луховицах, многофункциональный истребитель МиГ-35 создается РСК «МиГ» в рамках государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской работы в соответствии с ТТЗ Министерства обороны России на основании Постановления Правительства России от 25 декабря 2014 г. «О Государственном заказе на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг.». Серийные поставки МиГ-35 планируется начать с 2019 г. после завершения всего комплекса испытаний, причем производственные мощности РСК «МиГ» позволят выпускать до 24 таких самолетов в год.

Многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-35 предназначен для поражения воздушных, наземных и надводных целей днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях при активном и пассивном радиоэлектронном противодействии противника в зонах вооруженных конфликтов высокой интенсивности. Среди основных его задач – перехват воздушных целей, завоевание превосходства в воздухе, изоляция поля боя, подавление средств ПВО, нанесение ударов по наземным и морским целям.

МиГ-35 создается на базе многоцелевого истребителя корабельного базирования МиГ-29К/КУБ и вместе с ним входит в новое поколение модификаций фронтового истребителя МиГ-29, которое запущено в серийное производство в 2006 г., являясь его вершиной. Планируется, что это семейство будет включать как минимум четыре унифицированные модификации: многофункциональные корабельные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ в одноместном и двухместном вариантах, а также одноместный и двухместный многофункциональные фронтовые истребители МиГ-35 и МиГ-35УБ с комплексом оборудования и вооружения нового поколения. Кроме того, для удовлетворения требованиям некоторых заказчиков планируется выпускать также многофункциональные фронтовые истребители МиГ-29М и МиГ-29М2, унифицированные по планеру и основным самолетным системам с МиГ-35 и МиГ-35УБ, но имеющие несколько более скромные возможности бортового оборудования и вооружения.

Для каждой пары самолетов степень унификация достигает 90% и более, вплоть до того, что одноместный и двухместный варианты имеют одинаковую конструкцию головных частей фюзеляжа и единый «двухместный» фонарь кабины, а место второго пилота в одноместной машине занимается дополнительным топливным баком.

Основными новыми качествами самолетов МиГ-35 по сравнению с ранее выпускавшимися МиГ-29 станут:
- повышенная боевая эффективность – за счет применения самой современной многоспектральной системы управления вооружением и перспективных авиационных средства поражения;
- высочайшая маневренность – благодаря применению аэродинамической компоновки со сниженной продольной устойчивостью, использованию системы дистанционного управления и более мощных двигателей;
- увеличенная дальность полета – за счет большего запаса топлива во внутренних и подвесных топливных баках и использования системы дозаправки топливом в полете;
- высокая боевая живучесть – благодаря снижению заметности, в т.ч. применению радиопоглощающих покрытий, использованию современного бортового комплекса обороны, резервированию самолетных систем и др.;
- повышенная надежность – благодаря применению отработанных технических и конструктивных решений, встроенному контролю работоспособности бортовых систем и прогнозированию отказов.

Для подготовки летного и технического состава к эксплуатации самолетов МиГ-35 предусматривается создание многоуровневой системы обучения с использованием интерактивной автоматизированной системы обучения, процедурного и комплексного тренажеров.

Для обеспечения эффективной эксплуатации самолета МиГ-35, обучения специалистов и логистики внедряется интегрированная информационная система. Поставка запчастей и оказание услуг организуются на принципах абонентского обслуживания в региональных сервисных центрах. Техническое обслуживание самолета МиГ-35 осуществляется «по состоянию», позволяя существенно сократить эксплуатационные расходы заказчика.

Название МиГ-35 впервые зазвучало еще в середине прошлого десятилетия в связи с готовившимся ВВС Индии тендером на закупку 126 средних многоцелевых истребителей по программе MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft). Для участия в оценочных и сравнительных летных испытаниях в рамках тендера MMRCA корпорация «МиГ» к осени 2009 г. подготовила два опытных образца самолета МиГ-35 – одноместный (№961) и двухместный (№967). Они были изготовлены на основе планеров одного из строящихся первых серийных корабельных истребителей МиГ-29К и опытного МиГ-29КУБ (№947). В октябре 2009 г. оба этих самолета успешно выдержали серию испытаний на индийских аэродромах, в т.ч. в условиях жаркого климата и высокогорья. МиГ-35 по праву считался одним из фаворитов тендера MMRCA, но принятие решения о победителе многократно откладывалось. Наконец, в январе 2012 г. индийская сторона объявила о выборе предложения французской компании Dassault, однако контракт с победителем на поставку первых 18 самолетов и последующее лицензионное производство в Индии 108 остальных подписан так и не был. По сути, тендер MMRCA был отменен, а вместо этого в апреле 2015 г. индийская сторона заявила о намерении приобрести во Франции 36 готовых истребителей Rafale. Соответствующий контракт был заключен в сентябре 2016 г.

Независимо от хода затянувшегося тендера MMRCA, корпорация «МиГ» все эти годы продолжала работы по МиГ-35. В начале этого десятилетия она изготовила еще два опытных самолета – двухместный МиГ-29М2 №747, впервые взлетевший 24 декабря 2011 г., и одноместный МиГ-29М №741 (первый полет – 3 февраля 2012 г.). Оба неоднократно демонстрировались публично под нынешним названием МиГ-35 и использовались для испытаний в рамках планировавшихся экспортных контрактов. Параллельно Производственным комплексом №1 РСК «МиГ» в Луховицах велась постройка первых серийных машин подобного типа.

Руководство корпорации не раз заявляло, что поставки МиГ-35 предусмотрены Государственной программой вооружения на период до 2020 г., однако заключение соответствующего контракта было отложено заказчиком на срок «после 2016 г.». Наконец, в 2014 г. РСК «МиГ» была поручена постройка двух опытных самолетов МиГ-35 по уточненным тактико-техническим требованиям Минобороны России, по результатам испытаний которых ближе к концу десятилетия должно быть принято решение о серийных закупках. В рамках этих работ осенью прошлого года были изготовлены и вышли на испытания одноместный МиГ-35 №702 и двухместный МиГ-35УБ №712, ставшие «героями» презентации в Луховицах 27 января 2017 г. Одноместная машина, снаряженная комплектом вооружения и подвесным оптико-электронным контейнером оказалась в центре красочного мультимедийного представления в цеху предприятия с эффектным аудиосветовым и голографическим сопровождением. А «спарка», пилотируемая летчиками-испытателями РСК «МиГ» Михаилом Беляевым и Станиславом Горбуновым, выполнила демонстрационный полет с элементами высокоманевренного пилотажа.

Участниками презентации МиГ-35, наряду с руководителями ОАК, РСК «МиГ» и предприятий-смежников, стали вице-премьер Дмитрий Рогозин и Главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев, а гостями – многочисленные представители потенциальных заказчиков со всего мира. Генерал Бондарев заявил в Луховицах, что ВКС России будут «с удовольствием» закупать МиГ-35, который он охарактеризовал как «прекрасный самолет», уточнив, что такие истребители в недалеком будущем может получить, например, знаменитая авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи», летающая в настоящее время на МиГ-29. «Недавно мы начали переучивать «Русских Витязей» на Су-30СМ. Думаю, что недалек тот час, когда мы переучим «Стрижей» на МиГ-35», – заявил Главком. Президент ОАК Юрий Слюсарь, в свою очередь, сообщил, что серийные поставки МиГ-35 Министерству обороны России могут начаться ориентировочно с 2019 г.

«Думаю, что все присутствующие обратили внимание на уникальные линии, из которых соткан облик МиГ-35. Для нас было чрезвычайно важно развить именно эту линейку истребителей – легкого класса. Они традиционно отличаются меньшей стоимостью по отношению к конкурентам, и обладают огромным экспортным потенциалом. Вместе с тем, они способны решать любые задачи, которые возникают на поле боя. Считаю, что работа по созданию такого самолета получилась», – заявил на презентации МиГ-35 Дмитрий Рогозин, обращаясь, в первую очередь, к многочисленным зарубежным гостям. «Россия – великая авиационная держава, и сегодня мы имеем дело с серьезным подтверждением этого факта. Приглашаю всех наших друзей, коллег и партнеров по военно-техническому сотрудничеству подробно ознакомиться с МиГ-35. Не жалейте денег, покупайте этот самолет!» – призвал вице-премьер.

 

(Фото: Андрей ФОМИН)

 

Для добавления коментария необходимо авторизоваться на главной странице.
Регистрация нового пользователя.

© ВЗЛЕТ, 2004-2013. При полной или частичной перепечатке материалов ссылка на www.take-off.ru обязательна.