"Взлёт" в ноябре-декабре
В феврале 2017 г. свое 25-летие отметило ОАО "Авиасалон" - официальный устроитель всех Международных авиационно-космических салонов МАКС, проводимых вот уже четверть века на крупнейшем в Европе аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском. Первой авиационной выставкой, организованной "Авиасалоном", стало прошедшее в августе 1992-го в Жуковском "Мосаэрошоу-92", а после него состоялось уже 12 авиасалонов МАКС.

Многое изменилось за это время. Появились современные стационарные павильоны и шале, реконструированы и построены новые подъездные дороги, радикально улучшена инфраструктура. Но главное осталось неизменным: в Жуковском всегда очень насыщенная летная программа и богатейшая статическая экспозиция авиационной техники. К сожалению, накануне четвертьвекового юбилея над МАКСом нависла угроза. Еще год назад, после проведения первого военно-технического форума "Армия" в Кубинке, поползли слухи о возможном будущем "переезде" туда и МАКСа. Ситуация неопределенности продолжалась довольно долго. Наконец, когда до очередного авиасалона оставалось лишь немногим более полугода, стало известно: МАКС-2017 пройдет все-таки на прежнем месте. Но появилась другая сложность: в конце минувшей осени неожиданно обнаружилось, что в том же августе 2017-го состоится очередной форум "Армия" (а ведь раньше эти две выставки планировалось чередовать: один год - МАКС, другой - "Армия"). И, несмотря на то, что сроки проведения МАКС-2017 были утверждены распоряжением Правительства России еще летом 2015 г., а идея об "Армии-2017" возникла только осенью 2016-го, "крайним" оказался именно МАКС. Почему-то именно авиасалон, на который к тому времени уже была продана большая часть выставочных площадей, в т.ч. и иностранным участникам, решили "подвинуть", создав немало сложностей его устроителям.

Но официально новые июльские даты долгое время не объявлялись - для этого формально нужно новое распоряжение Правительства, а его, судя по всему, еще не появилось даже к моменту, когда до МАКС-2017 оставалось менее пяти месяцев! Понимая, что дольше тянуть уж никак нельзя, устроители авиасалона на свой страх и риск в феврале "вывесили" все же на сайте МАКСа новые июльские даты.

Итак, МАКС-2017 пройдет 18-23 июля. Как и раньше, в Жуковском. Но, вероятно, в последний раз... Поскольку идея "перевода" авиасалона в Кубинку никуда не делась. Ее просто отложили, поняв, что в этом году она обойдется слишком уж дорого. Так что, судя по всему, переезд - это лишь вопрос времени.

Но МАКС в Кубинке - это уже не МАКС. И вот почему. На территории аэродрома ЛИИ располагаются летно-испытательные базы подавляющего большинства российских самолетостроительных конструкторских бюро. Для того, чтобы показать на МАКСе ту или иную новинку, достаточно просто отбуксировать ее на площадку статической экспозиции авиасалона из расположенного на том же аэродроме ангара. По той же причине почти вся авиатехника, участвующая в летной программе, взлетает и совершает посадку здесь же, прямо перед глазами зрителей, авиационных специалистов и бизнесменов, ведущих переговоры в шале с видом на ВПП.

Если МАКС "переедет" в другое место, этих преимуществ авиасалон лишится. Конгрессно-выставочный центр "Патриот", где возведены современные павильоны для стендовой экспозиции, расположен в десятке километров от аэродрома. А на самом аэродроме нет шале, да и на взлетно-посадочную полосу Кубинки сядет не каждый самолет. Здесь не могут появиться многие образцы опытной и экспериментальной техники из Жуковского, сюда вряд ли смогут прилететь многие гражданские самолеты, в т.ч. из-за границы.

Зачастую в качестве аргументации за перевод МАКСа из Жуковского называют открытие там нового международного аэропорта. Но так ли велик его трафик и неужели нельзя скорректировать расписание всего на несколько дней за два года? Ведь именно так поступают там, где проходят всемирно известные авиасалоны - в Ле-Бурже, Фарнборо, Берлине, Сингапуре, Чжухае, на Лангкави: Все это - аэропорты, в которых просто "расчищают" слот на несколько часов для показательных полетов.

Вне всяких сомнений, создание парка "Патриот" в Кубинке - нужное и полезное дело. Но развивая одно, не стоит ломать другое - тем более, если оно уже давно и успешно работает. Хотелось бы верить, что здравый смысл восторжествует, и мы, как и раньше, будем ездить на "Армию" и другие военно-технические форумы в Кубинку, а на МАКС - в Жуковский!

С уважением,

Андрей Фомин
главный редактор журнала «Взлёт»
 
© ВЗЛЕТ, 2004-2013. При полной или частичной перепечатке материалов ссылка на www.take-off.ru обязательна.