"Взлёт" в ноябре-декабре
Заключительный номер "Взлёта" в каждом четном году, как правило, в значительной степени посвящается теме китайского авиастроения. Поводом является проходящий в ноябре в юго-восточном Китае, в Чжухае, авиасалон Airshow China. Год от года на нем становится все интереснее. Хозяева выставки не устают удивлять своими новыми достижениями, причем, что характерно, новинки, дебютировавшие в Чжухае двумя годами раньше, в этот раз уже не демонстрируются. Им приходят на смену новые!

Великое китайское наступление идет по всем фронтам. Оно касается и авиационных вооружений, и беспилотных летательных аппаратов, и боевой авиатехники,  и космоса. Достаточно сказать, что еще несколько лет назад никто не воспринимал всерьез то многообразие БЛА, которое китайцы показывали на своих выставках. А вот прошло немного времени, и стало известно, что это не просто модельки, а вполне серьезные аппараты, практически не уступающие по функционалу лучшим западным образцам (тем же знаменитым американским "предейтерам" и "риперам"), но продающиеся заметно дешевле. Причем реально продающиеся на рынке и уже состоящие на вооружении ряда стран!

Конечно, китайский путь развития авиационных технологий в значительной степени основывается на заимствованиях, а зачастую и простом копировании замеченных удачных зарубежных решений. Но китайские авиастроители очень быстро учатся, учатся порой на своих ошибках, но делают необходимые выводы и идут дальше. Причем темпы и упорное желание этого стремления вперед вызывают искреннее уважение.

Амбициозные планы дальнейшего развития китайского авиастроения - как военного, так и гражданского - свидетельствуют о том, что не принимать всерьез возможности нашего великого соседа уже нельзя. Раунд по реактивным региональным пассажирских самолетам мы, очевидно, у Китая выиграли: у нас уже построено более сотни "суперджетов", они летают не только в России, но и в Латинской Америке, и в Западной Европе, а у Китая пока всего два ARJ21 и, по сути, нет экспортных заказов. Но вот по среднемагистральным лайнерам такой весомой форы у России уже может не оказаться, ведь в партнерах у создателей С919 такие же ведущие мировые производители, как и у нашего МС-21. Надо спешить!

С наступающим Новым годом, дорогие читатели!
Всего Вам самого лучшего!
До новых встреч на страницах "Взлёта"!

С уважением,

Андрей Фомин
главный редактор журнала «Взлёт»
 
© ВЗЛЕТ, 2004-2013. При полной или частичной перепечатке материалов ссылка на www.take-off.ru обязательна.