"Взлёт" в мае-июне
Майский номер «Взлёта» по традиции выходит в преддверии международной выставки вертолетной индустрии – HeliRussia – и в значительной степени посвящается вертолетной тематике. В этом году HeliRussia состоится в «юбилейный» десятый раз, успев за эти годы зарекомендовать себя как заметное событие в авиационной жизни страны, отражающее основные тенденции вертолетной индустрии и демонстрирующее последние новинки в этой области.

Нынешняя выставка проходит в условиях заметного снижения показателей большинства ведущих мировых производителей вертолетов. Не стал исключением и наш холдинг  «Вертолеты России»: по итогам 2016 г. продолжили снижаться объемы поставок новых российских вертолетов, сократился и портфель заказов. С одной стороны, это является отражением общемировой ситуации, когда в связи с резким снижением цен на нефть и изменением конъюнктуры рынка и у западных коллег также отмечается падение объема заказов и поставок. Но есть здесь и другой аспект.

Долгие годы и даже десятилетия основным продуктом и признанным бестселлером отечественного вертолетостроения являлась легендарная милевская «восьмерка». Именно благодаря огромным заказам на модификации Ми-8 (Ми-17, Ми-171) из Индии, Китая и ряда других стран до недавнего времени ежегодно росли продажи наших вертолетов. Но ничто не вечно, рынок постепенно насыщается. Выполнены крупные индийские и китайские контракты – и результаты работы отрасли пошли на убыль. Пока ситуацию помогал выправить серьезный гособоронзаказ, но не секрет, что по мере насыщения отечественных вооруженных сил новыми вертолетами и он будет сокращаться. Конечно, российские боевые вертолеты сохраняют высокую востребованность на мировом рынке, но в более далекой перспективе, очевидно, что именно  гражданское направление должно стать ключевым в обеспечении конкурентоспособности нашей винтокрылой техники на мировом рынке и важнейшим драйвером роста.

Ведущие мировые компании с завидной регулярностью выводят на рынок все новые и новые коммерческие модели, «очаровывают» их легкостью, экономичностью и грацией потенциальных заказчиков и получают новые заказы. Мы же до недавнего времени пытались продавать в основном только «старые добрые» Ми-8… Разработка и выведение на рынок перспективных российских моделей явно сильно задержались. К счастью, недавно в этой области произошел ряд важных событий. Наконец, после долгих лет упорной работы, сертифицированы Ка-226Т, «Ансат» и Ми-38. Хотелось бы верить, что скоро все-таки начнутся полноценные летные испытания Ка-62, а недавно анонсированные планы по разработке перспективного среднего коммерческого вертолета ПСКВ и легкого многоцелевого ЛМВ перерастут из предварительных разговоров в конкретные проекты.

Впереди у нас МАКС-2017, без сомнения, – главное авиационное событие года. Надеюсь, «Вертолеты России» найдут чем порадовать и удивить нас на Международном авиационно-космическом салоне, ведь именно этот форум по праву считается главной трибуной для демонстрации важнейших тенденций развития отечественной авиационной отрасли на годы вперед!

С уважением,

Андрей Фомин
главный редактор журнала «Взлёт»
 
© ВЗЛЕТ, 2004-2013. При полной или частичной перепечатке материалов ссылка на www.take-off.ru обязательна.