• Александр Михеев: «Вертолеты России» выводят на рынок пять новых моделей

Mikheev

В рамках прошедшей в Москве в конце мая очередной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2015 главному редактору «Взлёта» посчастливилось участвовать во встрече с генеральным директором холдинга «Вертолеты России» Александром Михеевым, который поделился своим видением текущей ситуации в компании, рассказал об основных новых программах, сотрудничестве с китайскими и итальянскими партнерами, проблемах импортозамещения и других актуальных вопросах отечественного вертолетостроения.


О результатах и планах
По итогам 2014 г. предприятия холдинга «Вертолеты России» изготовили и поставили своим заказчикам в России и 11 зарубежных странах в общей сложности 271 вертолет восьми типов. На нынешний год, по словам Александр Михеева, сформирован план производства и поставок 244 вертолетов. «Общий портфель заказов «Вертолетов России» составляет 585 вертолетов на сумму 490 млрд рублей, – говорит глава холдинга. – Это контракты, по которым уже получены авансы. Здесь и поставки на внутренний рынок, и коммерческие экспортные контракты «Рособоронэкспорта» (на них сейчас приходится 67% в денежном выражении). У нас идет плановая работа по изготовлению, отгрузке и поставке вертолетов в рамках существующих контрактных обязательств. Срывы поставок отсутствуют».

О новых вертолетах
Говоря о новых программах холдинга, Александр Михеев отмечает, что в настоящее время на рынок выходят сразу пять новых и глубоко модернизированных гражданских вертолетов. Это легкие «Ансат» и Ка-226Т, и далее, в порядке увеличения взлетной массы, – Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, а также сверхтяжелый модернизированный Ми-26Т2. «Каждая из этих машин должна занять свою нишу для выполнения определенных миссий, – уточняет руководитель холдинга. – Это и инфраструктурные проекты, и перевозки грузов, пассажиров, и участие в программах опережающего развития территорий». Получение дополнений к сертификатам типа (одобрений главного изменения) на «Ансат» и Ка-226Т, по словам Александра Михеева, существенно расширяет возможности этих вертолетов и их рыночные перспективы. Так, «Ансат» теперь может без всяких ограничений использоваться коммерческими операторами и для транспортировки грузов, и для перевозки пассажиров, и для решения медицинско-эвакуационных задач. Ка-226Т сертифицирован в транспортной версии с новыми более мощными двигателями Arrius, благодаря чему значительно улучшились его основные характеристики, он может с успехом использоваться в условиях, которые не под силу другим вертолетам.

Касаясь перспективной модели Ка-62, выход которой на испытания ожидался еще в 2013 г., Александр Михеев замечает, что это оказался весьма «инновационный продукт, в который заложено много новых технических решений», чем и объясняется некоторая задержка в ходе реализации проекта.  «Мы с пониманием относимся к этой ситуации, плюс мы взяли под жесткий контроль всех наших смежников и поставщиков», – подчеркивает глава холдинга, напоминая, что в программе задействовано сразу несколько французских и австрийских компаний, поставляющих для машины двигатели, трансмиссию, топливную систему и др. «Мы разработали скорректированную программу испытаний, отработали всю кооперацию, и надеемся, что в этом году состоится первый полет. Понимаем, что есть задержка в сроках проведения сертификационных испытаний и начала серийного производства. Но этот вертолет очень ожидаем на российском рынке, и, думаю, будет интересен нашим зарубежным партнерам», – заявляет Александр Михеев, подчеркивая, что все отношения с западными партнерами по программе сохраняются: «Это гражданский продукт, здесь отсутствует какая бы то ни было «санкционная» составляющая».

О «среднем классе»
По мнению главы «Вертолетов России», сейчас нет острой необходимости в создании преемника вертолетам Ми-8/17, потенциал которых еще далеко не исчерпан. «Каждые 3–5 лет мы проводим модернизацию. Работаем над ресурсами, жизненным циклом, вносим изменения в БРЭО, систему вооружения, вводим новые материалы, в т.ч. композиционные, легкую броню. Поэтому этот вертолет очень популярен и на зарубежных рынках, и у наших государственных заказчиков в России, и у отечественных коммерческих эксплуатантов».

«Наша задача – предложить больший набор функций для выполнения различных миссий, продолжает Александр Михеев. – У нас сейчас поставлена задача – Арктика. Требуется подготовить предложения по арктическому базированию вертолетной техники». В Ми-8/17 ярко проявляется одно из важнейших качеств разработок отечественной школы вертолетостроения –простота и надежность. Немногие вертолеты могут эксплуатироваться в тех условиях, где работают наши «восьмерки» – при безангарном хранении как в жару, так и в мороз. «А интеллектуальную составляющую, бортовые комплексы, БРЭО, авионику мы подтягиваем», говорит глава холдинга. «В Арктике нужна дальность, надежная навигация и хорошая эксплуатационная технологичность в суровых климатических условиях. Поэтому Ми-8/17 мы продолжаем развивать. На выходе и глубоко модернизированный Ми-171А2».

Вместе с тем, Александр Михеев напоминает, что в ближайшее время на рынок выйдет новый средний вертолет 15-тонного класса Ми-38 – «машина по своей сути уникальная, интересная, с «дальней рукой», с конкурентоспособной ценой пассажироместа и летного часа». По словам руководителя холдинга, уже в этом году планируется завершить сертификацию Ми-38 в транспортном варианте, а в первом полугодии 2016 г. – в транспортно-пассажирском. Большие перспективы у машины и в транспортно-десантной версии. Среди преимуществ Ми-38 здесь – ударопрочная топливная система, энергоемкие неубирающиеся шасси, ударопоглощающие кресла. «Надеемся, что эта машина будет представлять интерес и на рынке развивающихся стран – таких, как Бразилия, Вьетнам и др.».

О российско-китайском тяжелом вертолете
В начале мая в Москве было заключено российско-китайское соглашение о совместных работах по новому тяжелому вертолету (программа AHL). По словам Александра Михеева, «подписана дорожная карта, определены участники этого проекта и ответственность сторон». По его мнению, «Вертолеты России» станут равноправным партнером в трехсторонней схеме, в которой также участвуют китайские компании и украинские предприятия, которые заказчик выбрал поставщиком двигателей. При этом головной в проекте является китайская сторона, которая не только является заказчиком, определяющим облик и миссию вертолета, но и отвечает за проектирование машины. «В конце этого года мы должны подписать контракт, – говорит Александр Михеев. – Рынок AHL оценивается не менее чем в 200 вертолетов, а при подтверждении характеристик – и больше».

По словам главы холдинга, предварительно определена масса вертолета – 38–38,5 т. «Мы провели консультации, определили свои компетенции. Сейчас находимся на этапе предварительных переговоров». Партнером «Вертолетов России» выступает китайская компания Avicopter, которая, по мнению Александра Михеева, за последние 10 лет, благодаря созданию совместных предприятий с западноевропейскими коллегами и покупке лицензий, серьезно продвинулась вперед в вертолетостроении и сегодня имеет проекты практически во всех классах, востребованных на китайском рынке. Пока в модельном ряду Avicopter отсутствовал только тяжелый вертолет – им и должен стать разрабатываемый совместно с «Вертолетами России» AHL.

О вертолете-амфибии
Отвечая на вопрос о появившейся в СМИ информации о планируемом возобновлении производства на Казанском вертолетном заводе уникальных вертолетов-амфибий Ми-14, Александр Михеев подтвердил, что холдинг, с учетом поставленных задач по освоению Арктики, действительно предлагает организовать производство такой техники. «Мы оценили свои возможности, просчитали рынок, определили миссии. Сейчас весь мир так живет. Создается не так много принципиально новых вертолетов. Происходит унификация платформ и модернизация существующих вертолетных систем. Вертолет, по сути, – это двигатель и трансмиссия, все остальное в течение 5–7 лет меняется: это БРЭО, авионика, материалы, а это – ресурсы, вес, стоимость летного часа и пассажирского места. Везде во главе угла – экономика проекта, стоимость вертолета, его грузоподъемность, пассажировместимость, качество и экологичность. Эти требования постоянно задают тон в развитии и модернизации наших вертолетов».

Но реализовать проект возобновления производства вертолета-амфибии холдинг будет только в случае получения соответствующего госзаказа. По мнению Александра Михеева, благодаря планируемой высокой степени унификации с выпускаемыми сейчас Ми-8/17, в экономическом плане эта программа может оправдать себя при стартовом заказе от 50–60 вертолетов.

«Сегодня, с учетом стоящих задач по реализации инфраструктурных проектов при освоении шельфа, в первую очередь в Арктике, такой вертолет может представлять значительный интерес для различных эксплуатантов», – уверен Александр Михеев.

О совместных проектах с AgustaWestland
Участниками нынешней выставки HeliRussia 2015 стали сразу два вертолета марки AgustaWestland – уже поставленный заказчику AW139, собранный на совместном предприятии «Вертолетов России» и AgustaWestland (СП «ХелиВерт») в подмосковном Томилино, и новинка итальянской компании – AW189, которую в будущем, возможно, также начнут собирать в России.

Программа производства AW139 в Томилино пока отстает от намечавшихся планов. Причиной тому, по мнению главы «Вертолетов России», является изменившаяся в последние годы ситуация на рынке.  «Сейчас инвестиционная привлекательность в целом упала, текущая ситуация не позволяет выполнять тот объем закупок, который был заложен в технико-экономическом обосновании, – говорит Александр Михеев. – Тем не менее, спрос на эти вертолеты у нас есть. Ежегодная программа производства предусматривает выпуск от 8 до 10 таких машин».

Большие надежды связываются и с новой, более крупной моделью AW189. «В декабре подписано трехстороннее соглашение AgustaWestland и «Вертолетов России» с «Роснефтью», предусматривающее закупку нефтяной компанией офшорных вертолетов AW189, с локализацией их производства в России, – рассказывает Александр Михеев. – Для реализации этого проекта мы обсуждаем возможность использования созданных мощностей СП «ХелиВерт».

Глава «Вертолетов России» напоминает, что на базе СП «ХелиВерт» сейчас не только осуществляется выпуск AW139, но и функционирует сервисный центр по обслуживанию всех эксплуатируемых в России вертолетов этой модели. Так что освоение сборки AW189 – это логическое развитие уже налаженного сотрудничества «Вертолетов России» с AgustaWestland. Соглашение с «Роснефтью» предусматривает закупку до 160 вертолетов, причем Александр Михеев считает, что если проект удастся реализовать в том формате, о котором договорились в декабре, то «рынок может реагировать даже большим количеством заказов, чем было заявлено».

О вертолетах для российской гражданской авиации
По словам Александра Михеева, 80% вертолетов, летающих сегодня в России – отечественного производства. Однако поставки новой гражданской винтокрылой техники сейчас не велики – «порядка 10% от общего количества». Четыре года назад, на авиасалоне МАКС-2011 было подписано два крупных контракта с ведущими отечественными коммерческими операторами вертолетов – «ЮТэйр» и «Газпром авиа». Каждый из них планировал приобрести по четыре десятка Ми-171 (Ми-8АМТ). Однако пока эти контракты находятся «в режиме ожидания». По мнению Александра Михеева, на это влияет текущая ситуация в «ЮТэйр» и в целом на рынке. Вместе с тем, «Вертолеты России» готовы в любой момент приступить к поставкам: «У нас очень привлекательная цена. Цену на вертолеты, которые продавались у нас на внутренний рынок, за три года мы практически не изменили», – говорит глава холдинга.

У «Вертолетов России» в свое время был подписан контракт с «Газпром авиа» на 16 легких Ка-226АГ. По словам Александра Михеева, холдинг готов выполнить все взятые на себя обязательства. В настоящее время стороны находятся «в режиме консультаций о перезапуске этого проекта», предлагая заказчику более совершенную версию Ка-226ТГ.

В целом производство и поставки коммерческих вертолетов гражданского назначения в перспективе обещают стать одним из приоритетов «Вертолетов России». Этому способствует недавняя сертификация «Ансата» и Ка-226Т, близящееся завершение работ по Ми-171А2 и Ми-38. Несколько позднее на рынок выйдет и Ка-62. Специалисты холдинга уже проводят консультации с лизинговыми компаниями и эксплуатантами. «С получением сертификата по «Ансату», выводом на рынок Ми-38, а затем Ми-171А2и Ка-62 можно будет возобновить полноценные вертолетные перевозки пассажиров на наших внутренних авиалиниях, которые могут стать альтернативой самолетам малой авиации».

 

 
© ВЗЛЕТ, 2004-2013. При полной или частичной перепечатке материалов ссылка на www.take-off.ru обязательна.